Во взаимоотношениях искусства с политикой несколько уровней. Первый, как бы наиболее бросающийся в глаза, манифестируемый и, вроде бы, воспринимаемый без ненужной траты на всякие там художественные ухищрения – это тот, который объявляется как самоназвание художников: политически-ангажированный художник. На поверку это оказывается зачастую просто либо жанрово-стилистической ориентированностью, либо явлением художнической позы, прямого отношения ни к какой политике не имеющим. Скорее, ближе к идеологической ангажированности – так это уже зона и культурно-эстетических претензий, амбиций и реализаций. Мы, конечно, не говорим о прагматике, т.е. использовании какими-либо политическими организациями и политиками каких-либо произведений искусства в своих целях. В другом смысле, искусство, конечно же, как всякая социокультурная деятельность совпадает с политикой в ее властных амбициях и стремлениях навязать свое право и исключительность. В данном случае поведенческие политики и художники зачастую совпадают, зачастую спутываемы обществом, да и сами довольно-таки часто спутывают рамки, границы различных зон и служений политики и искусства, объявляя себя и объявляясь в чуждых зонах в большинстве случаев – это все-таки амбиции художников быть политическими лидерами в добавку к культурно-эстетической доминации. И последнее, но не в последнюю очередь, художник все-таки вполне Член человеческого содружества и одной из идентификационных его групп наряду с семьей, дружеским кругом, религиозной общиной, землячеством и соседями, кругом профессионалов, является и политическое сообщество или социо-национально-политически ориентированные группы. Так что, если рассматривать искусство в его модельной чистоте социокультурных функций, эстетических и поведенческих экстрем, то оно вполне самодостаточно и имеет собственные, ни с чем другим не спутываемые, не имитируемые и незаменимые функции. Если же рассматривать художника, как агента, медиатора и реализатора этих функций-то он, конечно, слаб, нечист и полон всевозможно антропологической мути. Можно печалиться над этим, можно делать вид, что этого не существует и как бы экзистировать в небытийных частотах, а можно принять это как данность, тематизировать это, делать на это поправки, деконструировать это и являть как проблему и трагедийный пафос существования в модусе высказывания и невозможности высказывания».
Статьи по теме
Языки североамериканских индейцев
Языки североамериканских индейских племен, в особенности принадлежащие к алгонкинскому языковому семейству, обогатили наш словарь множеством выражений. Больше всего их, разумеется, вошло в английский язык. Например, целый ряд географическ ...
Корни древнерусской иконописи
Огромен сейчас интерес к древнерусской живописи в нашей стране, и не менее огромны трудности ее восприятия у тех, кто обращается к ней сегодня. Их испытываю практически все - и подростки, и взрослые, причем даже люди, в остальном хорошо о ...
Значение письменности для человечества
«Джеймс Г. Брестед, знаменитый чикагский историк и востоковед, сказал однажды: «Изобретение письма и удобной системы для записи на бумаге имело большее значение для дальнейшего развития человеческого рода, чем какое бы то ни было другое и ...