Бывали времена, когда слава о семи чудесах света гремела на весь античный мир. Два прославленных «чуда» находились в Египте: древние пирамиды в пустыне и маяк в городе Александрии. Третьим чудом Египта вполне могла бы считаться Bibliotheca Alexandrina-городская библиотека Александрии, основанная в период эллинизма в начале III века до н.э.
Великолепные эллины III века до нашей эры не были ни первыми, ни единственными, осознавшими важность коллекционирования книг и перевода их на родной язык с целью культурной и политической разведки. Древние царства хеттов и ассирийцев имели впечатляющие архивы с текстами на разных языках, парфянский царь Ксеркс в качестве военного трофея присвоил афинскую библиотеку — поступок, которому часто следовали победители. И все же создание Александрийской библиотеки относится к разряду беспримерных интеллектуальных авантюр в античной истории.
Юной столице Египта, увековечившей имя великого героя, предопределено было стать воплощением учености и вкуса, превосходящими мировую славу поверженной Эллады. Такова была воля неукротимого Александра Македонского — самого знаменитого воспитанника Аристотеля. Через год после смерти завоевателя созданная им гигантская империя распалась. Провинции стали независимыми царствами и генералы Александра объявили себя царями. Египту достался один из способнейших генералов — македонянин по имени Птолемей. Он не носился с мечтой Аристотеля эллинизировать весь мир, ни тем более гармонизировать его. Не был он и ограниченным циником: основатель новой греко-македонской династии Птолемей I Сотер («Спаситель») — уважал интеллектуальную деятельность. Он и сам практиковался в литературе — успел закончить удивительно достоверную историю военных кампаний Александра. Птолемей присутствовал при возведении фундамента Александрии памятной весной 331 г. до н.э. и теперь неутомимо продолжал строить город, хозяином которого сумел стать после жестокой борьбы.
Усилиями Птоломея I был построен дворец муз – Мусейон (отсюда русское слово «музей») – крупнейший центр передовой научной мысли того времени, где работали приглашенные со всего мира ученые, поэты и художники. Как опытному администратору, хорошо знакомому со структурой академии Платона и Ликея Аристотеля, организацию «храма муз» — наподобие Афинского мусейона, доверили опальному экс-губернатору Афин и ученику Аристотеля Деметрию Фалернскому.
Построенный в 290 г. до н.э., Александрийский мусейон сильно отличался от афинской модели. Он оказался значительно больше и роскошнее, во-первых. Во-вторых, это была совершенно новая концепция — сочетание научно-исследовательского института и библиотеки. В-третьих, исключительно придворное учреждение создавалось молодой монархией в противовес демократическим школам Афин, и ему предстояло ощутить все преимущества и теневые стороны царского патроната. Ученые, поэты и философы обязаны были создавать такие творения, в которых сияющая слава Птолемеев не могла остаться незамеченной.
Мусейон содержался за счет египетского царства; освобожденные от необходимости искать себе заработок, ученые занимались только наукой. При Мусейоне существовали обсерватория и анатомический театр, ботанический сад и небольшой зверинец – Птолемей постарался создать ученым все условия для плодотворной творческой работы, и вскоре Мусейон стал своего рода прообразом академии наук. В Мусейоне жили и работали геометр Евклид и астроном Аристарх Самосский, гениальный Архимед и великий художник Апеллес, создатель первых автоматов механик Герон и многие другие ученые и художники, чей вклад в мировую культуру невозможно переоценить. При Мусейоне Птоломеем I была основана Александрийская библиотека, насчитывавшая сотни тысяч уникальных рукописей.
Статьи по теме
Жилища
Кочевой образ жизни накладывает на жизнь человека свои условия. А это значит, что его жильё должно быть приспособлено и удобно для жизни. А потому традиционным жильём киргиза являлась юрта, основу которой составлял деревянный каркас, расп ...
История. Как зародился ислам
Как свидетельствуют археологи, люди обитали на полуострове еще в X-м тысячелетии до нашей эры. Позже, ко II-му тысячелетию до нашей эры высокого уровня достигла культура Аравии. Применялось алфавитное письмо, схожее с финикийским (писали ...
П. Ротари
Произведения иностранцев, работавших в России в середине столетия, в целом отличаются более последовательной стилевой направленностью. Рококо, широко распространенное в Западной Европе, имело в России и французских (Л. Токке), и немецких ...