В XIII веке в мировоззрении и мировосприятии итальянцев начались изменения, благодаря которым довольно скоро средневековье стало казаться чем-то чуждым, черным, а иногда и страшным. Само средневековье не было таким однородным темным пластом времени, как это представлялось людям эпохи Возрождения и как мы представляем его сегодня. Оно состояло из трех эпох, весьма сильно отличавшихся друг от друга: «темные века», когда на остывших руинах покончившей самоубийством Римской империи господствовало натуральное феодальное; высокая эпоха рыцарства, которая в конечном итоге бросила Европу на Восток, и, наконец, осень средневековья — время бюргерства, господства ремесленных и торговых городов, из которого и выросло Возрождение.
Люди эпохи Возрождения отреклись от предшествующей эпохи, представляя себя яркой вспышкой света среди вечной тьмы, несмотря на то, что почти всем, чем они располагали, они были обязаны именно средневековью. Этот эмоциональный всплеск отречения от прошлого был не чем иным, как попыткой определиться во времени и найти свое место. Возрождение чувствовало, что психологически оно не похоже на средневековье, как не могло быть похоже мировоззрение флорентийского буржуа XV века, владельца банка и мануфактур, на образ мыслей запертого в тесной полутемной лавке ремесленника-цеховика.
Возрождение провозгласило себя преемником античности, не являясь таковым на самом деле. Если средневековье выросло на остатках Рима, оставаясь носителем идеи универсальной монархии, и воспринимало античный мир как полузабытое языческое прошлое, то Ренессанс поднял знамя возрождения великих традиций Рима и Греции как форму отказа от средневековья. Это была попытка самоопределения, которая не имела ничего общего с подлинным изучением античного наследия. Люди Возрождения весьма смутно представляли себе эту давно ушедшую эпоху и не стремились как-либо расширить или систематизировать свои знания в этой области. Они, как дети выбирают игрушки в магазине, вытаскивали отдельные статуи, отдельные фрески, отдельные книги. Это была скорее некая игра, любопытство к чему-то, отличному от средневековья, чем серьезный интерес.
Ренессанс превратил Древний Рим в каменоломню в карьер для добычи мрамора, статуй и архитектурных элементов, которыми надлежало украсить прекрасные дворцы и соборы. Знаменитый архитектор Донато Браманте возводил новый Рим, нещадно уничтожая следы античности, за что даже среди современников получил прозвище Разрушитель. Только в 30-х годах XVI века, уже на закате Ренессанса, в Риме была образована Витрувианская академия, члены которой стали описывать и обмеривать уцелевшие античные сооружения. Причем делалось это не с целью их сохранения, а чтобы добыть материал для написания комментариев к сочинениям римского архитектора Витрувия. Более того, только отсутствие подходящих технических средств не позволили Папе Сиксту V в середине 80-х годов XVI века довершить дело своих предшественников и снести Колизей.
Статьи по теме
Отношение просветителей к религии
Просветители были едины в понимании причин существования религии, полагая, что религия - это результат фанатизма, невежества и обмана. В свое время была популярной идея Вольтера (1694 - 1778) о том, что религия возникла тогда, когда встре ...
Функции древневековой книги
Покровительство искусству - это активное сотрудничество между художником и патроном – покровителем, ведущее к созданию и завершению произведения искусства. Покровительство такого рода было крайне важно для художественного творчества: обе ...
Одежда
Одежда киргизов также была приспособлена для условий жизни, обусловленный видом деятельности. Это была ситцевая или бязевая рубаха, просторные штаны на завязке. Поверх рубахи надевался камзол, сшитый приталено, в холодную погоду поверх ко ...