Культура производства, быта, физическая, духовная культуры

Материалы » Культура производства, быта, физическая, духовная культуры

Культура производства — наиболее важный элемент в материальной культуре, поскольку именно она определяет качество жизни, в котором развивается та или иная локальная культура и влияет на него. С какой бы точки зрения мы ни рассматривали формы и способы человеческого существования в мире, следует признать, что только деятельность по добыче и созданию материальных благ является основой нашей жизни. Человек ест, чтобы жить, но ему нужны и другие предметы, без которых жизнь подобна животному существованию (жилище, одежда, обувь), а также то, чем это можно создать. Прежде всего, в процессе человеческой деятельности создаются различные орудия труда. Именно они положили начало формированию человека как разумного существа (в отличие от животного) и стали основным условием его дальнейшего развития.

Ранний период существования человечества оставил нам лишь примитивные предметы, связанные с самой главной задачей общества того времени — задачей выживания. По орудиям труда, которыми пользовался наш пращур, можно делать выводы о его общем развитии, о видах деятельности и, следовательно, умениях и навыках, которыми он владел. Но человек изготовлял и предметы, не связанные с трудовой деятельностью, — утварь и украшения, скульптурные изображения и рисунки. Все это также требовало для своего создания и особых приспособлений, и определенных знаний об используемых материалах, и соответствующих умений и навыков. Многие исследователи считают, что ожерелья из природного материала, фигурки, рисунки были напрямую связаны все с той же главной задачей. Каждый элемент ожерелья означал практическое достижение носящего его человека, фигурки людей и животных, рисунки несли в себе магический смысл, все было подчинено одной-единственной цели — добыче средств существования. Можно сказать, что производственная деятельность составляет основу всей культуры мира, во всяком случае, она послужила той побуждающей силой, которая вскрыла возможности человека, развила их и утвердила в мире человека деятельного (homo agens).

Уже на самых ранних этапах материального производства сложились и утвердились три главных его составляющих, ставших определенными показателями культуры: техническое оснащение (орудия труда, средства труда и производства и пр.), процесс труда и результат труда.

Степень развития техники и всех ее элементов в конкретном обществе демонстрирует уровень накопленных им знаний о мире, связанных с обеспечением жизненного пространства, удовлетворением потребностей каждого человека, особенностями самих потребностей. Каждое орудие труда — не только опредмеченное знание (воплощенное в вещи знание о мире), но и необходимое условие деятельности людей. Следовательно, оно требует соответствующих умений и навыков от тех, кто его применяет. Таким образом, появление новой техники и новых технологий поднимает общество на новую ступень развития. Трудовая деятельность создает двойную связь людей с производством: человек создает орудие труда, а орудие труда создает, изменяет и до определенной степени совершенствует человека.

Однако взаимоотношения человека и орудий труда противоречивы. Каждое новое орудие труда в той или иной мере увеличивает природные возможности человека (расширяет сферу его деятельности, сокращает затраты мускульной энергии, выступает в роли манипулятора там, где среда представляет собой опасность для человека, берет на себя рутинную работу), но тем самым и ограничивает проявление его способностей, поскольку все большее количество действий перестает требовать от него полной отдачи собственных сил. Это повышает производительность труда, совершенствует отдельные способности и навыки работника, но все остальные человеческие данные притупляет, “отменяет” как ненужные. Вместе с разделением труда человек становится “частичным” человеком, его универсальные возможности не находят применения. Он специализируется, развивая лишь одну или несколько каких-либо своих способностей, а другие его способности могут никогда и не обнаружить себя. С развитием машинного производства это противоречие углубляется: человек понадобился производству только как придаток к машине. Работа на конвейере отупляет, поскольку у работника нет ни необходимости, ни даже возможности думать над тем, какие действия он производит, все это должно быть доведено до автоматизма. Эти “требования” техники к человеку положили начало процессу отчуждения, при котором и техника, и результаты труда начинают противостоять человеку как некая внешняя сила.

Создание автоматизированного производства усилило процессы отчуждения и вызвало к жизни множество новых проблем. В центре них — проблема утраты человеком своей индивидуальности. Мера культуры общества и производства во многом связана с тем, удастся ли преодолеть процесс отчуждения, вернуть человеку его личностное начало. Ясно одно: чем развитее техника, тем выше некий общий, абстрактный уровень умений и навыков, шире набор профессий, необходимых обществу, богаче набор товаров и услуг. Считается, что все это должно обеспечить и высокое развитие культуры. Но это не так. Жесткой зависимости между технической оснащенностью производства и уровнем общей культуры общества все-таки нет. Развитие техники не является условием столь же высокого развития духовной культуры и наоборот. Узкая специализация враждебна универсальности и цельности человека, и культура общества, базирующегося на высокоразвитом производстве, высоких технологиях, заставляет индивида “расплачиваться” за этот прогресс. Занятые в таком производстве и им же порожденные люди составляют безликую массу, толпу, которой манипулирует массовая культура. Поэтому современные ученые ищут способы разрешения такого рода противоречий, предполагая, что культура общества и собственно производства становится в полной мере культурой лишь при условии компенсации обществом человеку его духовных потерь. Так культура производства разрывает границы своего существования и оказывается взаимосвязанной со всеми сторонами общества, его целями, принципами, идеалами и ценностями.

Культура производства начинается с взаимных отношений человека и техники (технические отношения), заключающихся в степени овладения человеком техникой. Но, помимо названного, между человеком и техникой складывается еще одно противоречие: технику можно совершенствовать бесконечно, человек же не беспределен. Поэтому развитие культуры технических отношений требует гуманизации и гуманитаризации техники. Это значит, что при создании новой техники важно учитывать физические и психические особенности самого человека. Разработкой и проектированием орудий труда, техники и технических систем, максимально отвечающих потребностям человека, занимается эргономика.

Процесс труда — центральное звено культуры производства. Он связывает воедино все этапы создания продукции, поэтому в него входят самые различные элементы трудовой деятельности — от умений, навыков, мастерства исполнителей до управленческих проблем. Современный американский специалист по проблемам руководства Стивен Р. Кови считает, что эффективность любой деятельности (он называет ее навыком, который вырабатывается человеком в процессе деятельности) находится на пересечении знания, умения и желания (см. схему 4).

Можно сказать, что те же качества лежат в основе культуры процесса труда. Если же все названные нами элементы процесса труда находятся на разных уровнях развития и совершенства (например: знания выше умений; есть знания и умения, нет желания; есть желание и знания, но нет умений, и так далее), невозможно говорить и о культуре производства в целом.

Если в сфере техники основная роль принадлежит техническим отношениям, то для процесса труда более существенными являются отношения между техникой и техникой (технологические отношения) и между человеком и человеком (производственные отношения). Высокие технологии предполагают и высокий уровень знаний, практических и теоретических, и более высокий уровень подготовки специалистов. А так как такие технологии самым существенным образом затрагивают и экономические, и экологические, и нравственные отношения, существующие в обществе, то и подготовка специалистов для такого производства должна предполагать развитие у них не только производственных навыков, но и личностных качеств, связанных с ответственностью, умением видеть, формулировать и решать задачи различной степени трудности, обладать творческим потенциалом.

Система производства и все отношения, которые в ней складываются, противоречивы. Культура производства во многом зависит от того, как и в какой мере разрешаются в обществе эти противоречия. Так, если уровень технического развития высок, но люди не имеют знаний для работы с этой техникой, то невозможно говорить и о культуре производства. Другой пример: работники обладают необходимым уровнем развития, но техника примитивна, следовательно, и в этом случае нельзя говорить о культуре производства. Культура производства в полном смысле этого слова возможна лишь при гармонизации взаимодействия человека и техники. Совершенствование техники должно вызывать к жизни повышение уровня профессиональной подготовки людей, а возросший уровень профессионализма является условием дальнейшего совершенствования техники.

Поскольку часть культуры производства связана с отношениями между людьми, большое место в ней уделяется управленческой культуре. В древних цивилизациях управление производством предполагало принуждение. В первобытном обществе принуждению как форме отношений между людьми не было места: сама жизнь, ее условия ежедневно и ежечасно принуждали к добыче и созданию материальных благ ради выживания. Современное высокоразвитое производство не может использовать прямое принуждение. Слишком сложными в пользовании стали орудия труда, и профессиональное владение ими оказалось невозможным без внутренней дисциплины, ответственности, энергии и инициативы работника. С усложнением труда становится все меньше возможностей эффективного прямого контроля и принуждения: “лошадь можно привести на водопой, но пить ее силком не заставишь”. Поэтому управленческая деятельность заключается в упорядочении различных сложных связей в обществе в целом, в производстве как его главной составляющей и все больше заменяет принуждение. Культура управления, с одной стороны, связана с экономической, политической и правовой культурой, с другой, включает в себя производственную этику, мораль, нравственность, знание этикета, умение расставить людей в производственном процессе таким образом, чтобы (в идеале) учесть их индивидуальные особенности и производственные потребности. Иначе процесс труда неизбежно приходит к кризисным явлениям либо к конфликтам. Все, о чем мы говорили выше, каждый раз приводит нас к особому уровню культуры человека, который называют профессиональной культурой.

Профессиональная культура представляет собой сложное системное единство, в котором соединены практические навыки и умения в области конкретной деятельности, владение необходимой в данной отрасли производства техникой, специальные теоретические знания, прямо или косвенно связанные с производственной деятельностью, а также моральные нормы и правила, необходимые в системе производства. Профессиональная культура находится на стыке общей культуры человека и его специальной подготовки, поэтому в нее входят и те критерии, которые определяют отношения в процессе производства, и требования, существующие в обществе вне производства. Культура производства обнаруживает себя в создании предметов и вещей, обеспечивающих нужды общества. Это значит, что производимые предметы должны быть разнообразны, функциональны, экономичны, обладать высоким качеством выполнения и эстетическим видом. Каждый произведенный предмет, представляя собой опредмеченное знание, демонстрирует конкретный культурный уровень общества, отрасли хозяйства или предприятия. Кроме того, в нем отражается технология его исполнения, о многом говорят использованные материалы: все это — показатели культуры данного производства. Конечно, можно производить уникальные предметы при помощи устаревшего оборудования, ручного труда, массового применения неквалифицированной рабочей силы, но такое производство становится нерентабельным. Так что экономичность производства, оптимальное соотношение затрат и прибылей в нем тоже являются показателями культуры предприятия [302]. Выпускаемая продукция может влиять на весь образ жизни общества, формирует его вкусы, потребности и спрос. Вещи, созданные на производстве, занимают центральное место в культуре быта.

Статьи по теме

Функциональные знаки
Какой-либо предмет становится функциональным знаком, если связь между ним и тем, на что он указывает, возникает в процессе человеческой деятельности и основывается на способе его употребления человеком. Например, обнаруженное археологом в ...

Художники-импрессионисты
Центральными фигурами импрессионизма были Сезанн, Дега, Мане, Моне, Писсарро, Ренуар и Сислей, и вклад каждого из них в его развитие уникален. Остановимся подробнее на творчестве некоторых из них. ...

Творческий путь Г.Ф.Борунова
Среди художников послевоенного времени, влившихся в Алтайскую организацию Союза художников и составивших основу его ядра, необходимо назвать Геннадия Федоровича Борунова. Он в числе первых художников Алтая стал зачинателем актуальной темы ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация