Первая мировая война, две революции 1917 года, длительная иностранная интервенция, гражданская война и поиски лучшего пути для создания белорусского национального государства – все это будет далеко не полный перечень исторических событий, прямо повлиявших на развитие белорусской культуры на рубеже 1910-1920-х гг. Беларусь в силу своего геополитического положения находилась практически в эпицентре военных действий. Массовыми явлениями стали беженство, эмиграция за рубеж, вновь актуализируется ставший уже привычным для отечественной культуры фактор духовного выживания.
После провозглашения БССР 1 января 1919 г. наступил новый этап в культурной жизни белорусского народа, который принято называть советским. Он состоял из отдельных периодов и продолжался вплоть до 8 декабря 1991 г., когда в Беловежской пуще было подписано соглашение о создании СНГ, так как процесс выхода республик из состава СССР и образование независимых стран стал реальным фактом.
Первый период советской белорусской культуры связывают с белорусизацией. Февральская революция 1917 г. дала возможность белорусскому национально-освободительному движению широко развернуть работу по развитию национального самосознания белорусов, считая его основой будущего государственного суверенитета. Еще с начала немецкой оккупации (1915–1918 гг.) усилиями таких деятелей национальной интеллигенции, как братья И. и А. Луцкевичи, В. Ластовскнй и других в Вильно возобновило работу «Белорусское издательское товарищество», стала выходить газета «Гомон». Кроме того, с разрешения немецких властей было открыто около 200 белорусских школ, так как с 1916 г. белорусский язык получил одинаковый статус с другими местными языками. Белнацком при Совнаркоме РСФСР и Рада Белорусской народной Республики, находившаяся под опекой военной администрации Германии, занимались в 1918 г. культурно-просветительской деятельностью среди беженцев, осевших в Москве, Петрограде и среди населения на разделенной территории Беларуси. К политическим и культурным заслугам Рады Белорусской народной Республики необходимо отнести, прежде всего, саму попытку провозглашения независимой Белорусской народной Республики в марте 1918 г., придание белорусскому языку статуса государственного, создание Белорусского педагогического института и расширение сети печатных изданий. В свою очередь Белнацком основал газету «Дзяннща» и журналы «Чырвоны шлях», «Беларуская крынща», организовал работу в Москве Белорусского народного университета. Однако, как справедливо отметили Л. Лыч и В. Новицкий, выйти на светлый рубеж активистам белорусского национального возрождения было даже куда тяжелей, чем революционерам добиться определенных социальных побед в борьбе за интересы пролетариата. С недоверчивым отношением в обществе к идее культурного белорусского возрождения пришлось столкнуться всем представителям национально-освободительного движения на Беларуси, независимо от того, перешли они на сторону Советов в октябре 1917 г. или нет, способствовали они формированию БНР или же БССР.
Для укрепления суверенитета молодой Советской России и стабилизации внутреннего положения на X съезде РКП(б) в 1921 г. были приняты решения о содействии партии национально-культурному возрождению угнетенных наций былой Российской империи. Поэтому новая политика большевиков, поддержанная официальной властью БССР с 1924 г. по 1929 г., получила название «белорусизация».
В БССР коммунистическая партия большевиков была вынуждена считаться со сложными политическими обстоятельствами становления белорусской государственности, передачей Западной Беларуси в состав Польши по окончании советско-польской войны и незавершенным процессом национально-территориального строительства. Политика белорусизации предусматривала укрепление белорусской государственности через формирование у местного населения высокого уровня национального самосознания, которое должно было основываться на возрождении и развитии белорусской культуры. Для этого активно проводилась кампания по ликвидации неграмотности населения, осуществлялся перевод школ на белорусский язык обучения, организовывалась научно-исследовательская работа и создавалась система высшего образования. Большое внимание уделялось складыванию собственной белорусской интеллигенции в партийной, государственной, научной и культурной сферах и выдвижению ее представителей на ответственные посты (так называемая «коренизация»). Коренизация положительно повлияла на карьеру А. Червякова, М. Голодеда и др.
Статьи по теме
Редактирование систематического каталога
Под редактированием библиотечного каталога понимается проверка соответствия его структуры, содержания и оформления предъявляемым к ним требованиям и устранение обнаруженных в ходе проверки недостатков. Редактирование постоянный процесс, н ...
Периодизация и основные течения в живописи Сверного
возрождения
Изучение вопроса живописи "Северного Возрождения" предполагает знакомство с художественной культурой Нидерландов, Франции и Германии XV - XVI веков. Для этих стран, в искусстве которых уже начиная с первой трети 15 века, проявля ...
Итальянское Возрождение
По обилию талантливых мастеров, размаху художественного творчества Италия опередила в XV веке все другие страны Европы. Изменения в искусстве, прежде всего, сказались в скульптуре. В работах мастера Никколо Пизано прослеживается явное вли ...