Надо заметить, что абсолютизм влиял на духовную жизнь не так новизной идей, как своим прямым административным вмешательством в деятельность учреждений культуры. Уже XVII век вполне показал значение науки для упрочения экономического могущества страны и развития военного дела.
Наш абрис некоторых черт дворянской культуры заведомо будет неполным, если мы не упомянем еще об одном феномене дворянской культуры, а именно о русской дворянской усадьбе. Русская дворянская усадьба XVII-XVIII вв. - уникальное явление прежде всего вследствие социально-исторических особенностей развития российского государства.
Мир усадьбы нашел отражение в мемуарной и литературной традиции от А. Болотова и А. Радищева до А. Чехова и И. Бунина. Множество искусств объединились, чтобы создать усадебный ансамбль: архитектура, парковое дело, живопись, скульптура, театр и музыка. Усадебная культура в немалой степени способствовала расцвету русского искусства XIX в.
Дворянская культура во многих своих чертах и моментах была общеевропейской культурой. И пока занятием подавляющей части населения европейского континента являлось сельское хозяйство, дворянские “гнезда" объективно содержали в себе возможность быть проводниками городской культуры в косном, заскорузлом крестьянском мире.
Культура казачьего сословия.
Одним из интереснейших и до сих пор мало изученных культурологами феноменов является, несомненно, казачья культура. Существовавшее в течение нескольких веков в приграничной полосе российского и польско-литовского государств казачество сформировалось, в конечном счете, в достаточно мощное военно-служилое сословие со своим особым укладом жизни, своими привилегиями, правами и обязанностями, своей, причем очень немалой, войсковой собственностью, своей культурой. Разумеется, культура казачества неотделима от культуры русского народа и является ее составной частью. Вместе с тем исторические судьбы казачества, его состав, происхождение, его функции как военно-служилого сословия наложили серьезнейший отпечаток на все стороны уклада и духовной жизни казаков.
Первой и, пожалуй, важнейшей особенностью того, что можно назвать собственно казачьей культурой, является культ служения Отечеству, “культ военной доблести". Это и вполне естественно, учитывая, что основным занятием казаков была военная служба. Уже сами казачьи обычаи предполагали видеть в мужчине прежде всего воина. Казаков, начиная с малых лет, готовили к военной службе, учили джигитовке и фехтованию, стрельбе, ориентированию на местности, учили военным уставам и военному строю.
На формирование казачьей культуры серьезный отпечаток наложили происхождение и национальный состав казачества. Дело в том, что, хотя основную массу казаков составляли русские, довольно существенную роль в формировании ряда войск играли также калмыки (Донское и Уральское войска), украинцы (Запорожское и Кубанское войска), татары и башкиры - у большинства войск востока и юга России и т.д. Это наложило серьезный отпечаток на обычаи и даже речь казаков - слов тюркского происхождения в речи казаков было значительно больше, чем в речи крестьян, например, из великорусских губерний, а на Дону вплоть до начала XIX в. Восточный элемент достаточно сильно чувствуется в одежде, быте казаков, в их военной тактике.
Наконец, весьма существенное влияние на казачью культуру оказали обстоятельства, связанные с историей казачества, особенно ее начальными страницами. Многие казаки вели свое происхождение от беглых крестьян, которые уходили от неволи в Запорожье, на Волгу, Дон, Яик в поисках лучшей доли. Их основными промыслами тогда, кроме охоты и рыбной ловли, были военные экспедиции против соседних народов и племен, а также нападение на купеческие, а нередко и государевы караваны. Не случайно, что во многих документах XVI-XVIII вв. вольных казаков нередко называли “ворами”, “разбойниками". Известно также, что именно казаки составляли ядро в повстанческих крестьянских войсках Болотникова, Разина, Пугачева. Наконец, в казачьей культуре обращает на себя внимание приверженность к демократическим традициям в самоуправлении, что вполне объяснимо, учитывая историю казачьей культуры. Стремление к самостоятельности доходило до сепаратизма, до идеализации казачьей автономии, даже независимости, в том числе от Москвы.
Статьи по теме
Особенности монолога
В устной речи, кроме диалога, распространен также монолог. Монолог (от греч. слова monologos, состоящего из двух корней: monos - один и logos - речь) - это речь одного человека, обращенная либо к самому себе (например, размышления наедине ...
Изготовление картины, вышитой крестом
Картина «Пионы». Имеет богатую палитру оттенков. Прекрасно впишется в интерьер гостиной или кухни.
Вышивка содержит 32 оттенка мулине DMC, канва Aida16. Размер готовой работы 30х23 см. (188х142 кр.)
Схема картины
Для начала понадобят ...
Буддизм как основная религия Таиланда
О религии можно сказать, что в Таиланде подавляющее большинство населения королевства около 94,6 % жителей исповедуют буддизм и 4,6 % являются мусульманами — в основном это малайцы, проживающие на юге страны. Важнейший элемент духовной жи ...