У истоков массовой культуры лежит развитие научно-технического прогресса, в частности, средств массовой коммуникации. Возможность быстрого тиражирования и популистского изложения идей, научных взглядов, произведений искусства привела к тому, что они в усеченном и упрощенном виде становятся достоянием масс. Считается, что такие “оперативные” виды, как литература, графика, песня, различные художественно-журналистские формы, телевидение и радио, стали источниками развития современной массовой культуры, ибо в силу своей специфики они оказывают на публику быстрое и широкое воздействие.
Между массовой и элитарной культурой нет четкой границы. Элитарная культура может обратиться в массовую. Это происходит тогда, когда искания, некогда рожденные талантом больших художников, создателей направлений, в руках эпигонов превращаются в наборы готовых приемов. Вместо живого творчества складывается и утверждает себя мертвый безликий стереотип.
На границах массовой и элитарной культур развиваются субкультуры, среди которых центральное место занимают молодежные. Это связано с тем, что многие кризисные явления в культуре XX в. (эрозия ценностей, духовная апатия, цинизм, потребительские настроения, падение авторитета институциональных форм культуры) особенно остро проявляются у молодежи. Зачастую это выражается в равнодушии к проблемам общества, осмеянии тех или иных установок морали. В основном молодежные субкультуры носят поисковый характер и свидетельствуют о стремлении их субъектов активно утвердиться в современной жизни, найти новые духовные ценности.
Формирование различных субкультурных образований в среде молодежи носит интернациональный характер. В значительно меньшей степени им присущи национальные черты. Возрастной диапазон представителей молодежных субкультур, согласно различным исследованиям, достаточно широк: от 12-13 лет до 34-35. В мире существует множество молодежных групп, являющихся субъектами того или иного субкультурного образования. Наиболее известные среди них хиппи, панки, рокеры, металлисты, фанаты, зеленые, наци и т.д. Каждое из этих формирований имеет свои подгруппы в зависимости от интересов или от возраста.
Одна из довольно распространенных групп - панки. Возраст их колеблется от 14 до 23 лет, преимущественно это учащиеся ПТУ, вечерних школ, рабочие, служащие сферы услуг. Их музыкальные вкусы замыкаются на панк-музыке. Панки культивируют свою мораль, свой кодекс поведения, свой язык. Для панков характерно стремление подчеркнуть “особость" своей группы любыми средствами: особенной наружностью, вызывающей у посторонних шок и отвращение (прически под “ежа” и “петушиный гребень", наполовину выбритые головы, нарочито вульгарно раскрашенные лица, обилие металлических заклепок, шипов и цепей на одежде), провокационными манерами и стилем поведения.
Попперы - одна из самых многочисленных групп во всех странах. Их интересы сосредоточены на различных музыкальных стилях. Чаще всего это молодежь, причисляющая себя к элите общества. Их житейская философия подчеркнуто потребительская. Прежде всего приверженцев поп-музыки привлекает внешняя сторона “легкой" жизни: заведения “люкс", дорогие сигареты, напитки, приятное времяпрепровождение.
Приведенные примеры свидетельствуют о том, что члены каждого из молодежных формирований являются субъектами и объектами определенной субкультуры, зачастую резко отличающейся от прочих. Причем, в каждой субкультуре можно выделить и элитарную, и массовую стороны. Элитарная сторона заключается в том, что стиль, поведение, декларируемые духовные и материальные ценности являются для определенной группы людей - наиболее интеллектуально и духовно развитых - выражением философского осмысления жизни, определенного мировоззрения, самоутверждения, поиска духовного идеала. В упрощенном виде, прежде всего через внешнюю сторону, определенная субкультура становится достоянием широкого круга молодежи, готовой воспринять не саму идею, а всего лишь предметное, внешнее ее выражение. Так возникает массовая сторона молодежных субкультур. Иными словами, повторяется процесс взаимодействия элитарной и массовой культур, столь характерный для современного общества.
В рамках одной и той же общности можно выделить так называемые референтные группы, имеющие отличительные социокультурные образцы, ценности и нормы. Например, культура столичного дворянства отличалась от культуры дворянства поместного, сельскохозяйственных рабочих - от рабочих, занятых обслуживанием новейших технологий. К различным референтным образованиям относятся преподаватели вузов и школ, деятели науки и искусства. Социокультурных общностей и групп внутри них по разным основаниям можно выделить великое множество.
Статьи по теме
Индейские группы от Аляски до Флориды
Северо-западные индейцы. В северной Канаде, на весьма обширной территории американской субарктики мы находим индейские племена, принадлежащие к двум большим языковым семьям — алгонкинской и атапаскской, причем атапаскские племена кочуют г ...
Перспективы развития кинопроката в современных
условиях в России
Как было сказано выше, в современном кинопрокате доминируют игровые, коммерчески перспективные картины. Вместе с тем, среди любителей кино растет интерес и к другим видам кинопродукции, а именно – к неигровому, документальному кино.
Бум ...
Надприродное определение культуры
Наиболее распространенным является взгляд на культуру, который противопоставляет ее природе. Такой тип определения культуры называют надприродным. В системе надприродного определения культура - все, что создано человеком, вся система мате ...