Но 70 – 80-е годы были временем не только поэтического и литературного бума, это было и время бума театрального. Два театра: «Современник» и театр на Таганке были кумирами. «Современник» под руководством О. Ефремова пополнился молодыми и очень характерными актерами, дополнявшими друг друга: А. Вертинская, Т. Лаврова, О. Даль, Никулин и, наконец, Г. Волчек, которая уже в 60-е годы, будучи совсем молодой, поставила несколько спектаклей: «Двое на качелях», «Обыкновенная история», «На дне». В Ленинграде такую же роль, правда, менее шумно играл Большой Драматический Театр во главе с Г. Товстоноговым.
Театр на Таганке был театром наиболее оппозиционным и непокорным. Его пытались закрыть, то на ремонт, то в связи с аварией. Просто запрещались или переносились премьеры. Но придраться было сложно, театр ставил не Солженицына, а «Гамлета», «Послушайте» по Маяковскому, «Десять дней, которые потрясли мир» Дж. Рида. Многое было взято из Мейерхольда и Вахтангова.
В конце 60-х, когда прикрыли КВН на телевидении, во всех вузах играли в КВН, а затем появились СТЭМЫ и их фестивали, а затем любительские театры и театры-студии. Самым известным студенческим театром был театр МАИ, затем МГУ. И, наконец, театры – студии, театры поисковые, полулегальные, как правило, снимающие подвалы у ЖЭУ. Эти подвальчики всегда были переполнены, вход бесплатный, но шапка по кругу. Эти театры уже не были любительскими, в них работали профессиональные актеры и режиссеры вместе с единомышленниками студентами, как правило, театральных вузов. А кроме этого был театр сатиры А. Райкина, театр на Малой Бронной и театр Ленинского комсомола (Марк Захаров), БДТ с Товстоноговым, и театр Вахтангова. У каждого из них был не только свой стиль, но и свой зритель, который ночи напролет простаивал в кассы за билетами.
Кинобум начался в конце 70-х – начале 80-х.
«Карнавальная ночь», «Летят журавли», «Война и мир» Бондарчука, «Журналист» Герасимова, фильмы Гайдая и Юткевича. Споры велись вокруг фильмов Тарковского и никогда вокруг Н. Михалкова.
Живопись в это время оставалась как бы на обочине, не была столь популярна. Официозная живопись вызывала раздражение, другая была труднодоступной. Развитие живописи и скульптуры по-прежнему определяет соцреализм. Тема Великой Отечественной войны нашла отражение в картинах Ю. М. Непринцева «Отдых после боя» («Василий Теркин» 1951 г.), А. И. Лактионова «Письмо с фронта» (1947 г.). Особенностью названных картин является то, что в каждой из них война представлена не батальными, а бытовыми сценами. Художникам удалось передать атмосферу военного времени. Классикой социалистического реализма стала картина украинской художницы Т. Н. Яблонской «Хлеб» (1949 г.). Большое распространение имели картины, тяготеющие к повествовательности в духе традиций передвижников. Широкой известностью в советское время пользовалась картина Ф. П. Решетникова «Опять двойка» (1952 г.).
В 1956 году в Ленинграде прошла выставка «художника-коммуниста» Пабло Пикассо, а следом – Фестиваль молодежи и студентов в Москве (1957) с художественным конкурсом, который выигрывает никому неизвестный «маляр» Анатолий Зверев, не несущий в своем творчестве никаких признаков «социалистического реализма». В 1960 г. проходит выставка искусства Мексики. Советские зрители знакомятся с картинами и фресками Сикейроса, Риверы, Ороско. Через три года выставка Фернана Леже. У многих открылись глаза, молодые художники были покорены выразительной монументальностью работ мексиканских мастеров.
Статьи по теме
Социальная организация майя
Каждый город-государство майя возглавлял халач-виник, что означает “настоящий человек”. Это был наследственный титул, передаваемый от отца к старшему сыну. Кроме того, он именовался ахав - “господин“, “владыка”.
Халач-винику принадлежала ...
Символизм в пейзаже
Человеку всегда было свойственно всматриваться в мир природы его окружавший. Живописные произведения помогают увидеть этот мир глазами людей минувших времен. Сегодня понятие пейзаж мы прилагаем ко всякому виду местности, изображенному худ ...
Причины культурного упадка майя
Что же произошло с процветающей страной? Наиболее популярно предположение о деградации почв, вызвавшей упадок хозяйства. Подсечно-огневая система земледелия без применения удобрений истощает их, стимулирует эрозию. Подробно разрабатывал э ...