Теоретическую базу протестантской этики составляет положение о том, что спасение человека предопределено немотивированным решением бога, поэтому основными симптомами избранности является сила веры, продуктивность труда и деловой успех. Стремление себе и другим доказать свою богоизбранность создало сильнейший стимул к предпринимательству. М. Вебер отмечал, что "при ознакомлении с профессиональной статистикой любой страны со смешанным вероисповедным составом населения неизменно обращает на себя внимание одно явление . Мы имеем в виду несомненное преобладание протестантов среди владельцев капитала и предпринимателей" [6, с.46]. Действительно, теперь богатство и деловой успех становятся богоугодны, праздность и лень греховны. Это мораль капиталистического общества, сформулированная еще в мистической форме, но уже в XVIII в. она получает свое светское выражение в словах Б. Франклина: "Помни, что время - деньги, тот, кто мог бы ежедневно зарабатывать по десять шиллингов и тем не менее полдня гуляет или лентяйничает дома, должен, если он расходует на себя всего только шесть пенсов - учесть не только шесть пенсов - учесть не только этот расход, но и считать, что он истратил или выбросил сверх того еще пять шиллингов" [3, с.87]. Протестантская этика осудила праздность и освятила труд, приобретение профессии становится теперь моральным долгом. ведь профессиональное совершенствование есть ответ на требование бога. Милосердие получает новую трактовку, милосердие не милостыня, а помощь, которую оказывают в получении работы или профессии. Бережливость становится добродетелью, а расточительность подвергается осуждению. Приобретение денег, получение прибыли - это следование призванию исполнение божественной воли.
Все, что мешает выполнить человеку его предназначение: пьянство, разврат, отсутствие дисциплинированности - подвергается самому жестокому осуждению.
Контрреформация - это церковно-политическое движение XVI-XVII в.в., возникшее в условиях усиления позиций Реформации и ставившие своей духовной, монополии католической церкви и укрепление ее политических позиций.
Популярность протестантизма, его победоносное шествие по Западной Европе не могло не встревожить католическую церковь. Поэтому и опыт, накопленный Римом в борьбе с различными ересями, нашел свое применение и в отношении протестантизма, который был назван ересью, а Лютер объявлен пособником дьявола. Но престол св. Петра не ограничился только репрессиями, так как понимал, что одни только репрессии не дадут нужного результата. Необходимо было провести изменения внутри самой католической церкви. Опасность, исходящая от протестантизма, стала причиной внутренней реорганизации католицизма. Основу изменениям положил созыв Тридентского собора, идейно обосновавшего Контрреформацию. Утверждение ордена иезуитов, реорганизация инквизиции, публикация "Индекса запрещенных книг" и т.п. стали важными составляющими сложного процесса Контрреформации.
Тридентский собор, состоявшийся в I545-I563 г.г, ставил своей целью идеологическое обеспечение Контрреформации, основные положения этого обоснования содержались в "Декретах Тридентского собора" и "Тридентском исповедании веры". В этих документах осуждаются основополагающие догматы протестантизма о личной вере и о Библии как о единственном источнике истины. Все, что предлагалось протестантизмом для реорганизации церкви - служение на национальных языках, отмена запрета на брак священников - было отвергнуто Тридентским собором. Собор закрепил положение о папском верховенстве, учение о чистилище и индульгенциях, поклонение святым и реликвиям.
Многие документы Триденского собора были подготовлены орденом Иисуса, который был основан в 1534 г, Игнатием Лойолой, целью ордена была защита престола св. Петра от посягательства на его власть еретиков. Основное острие критики направили иезуиты против протестантизма. Они были сильными и опытными догматиками, ибо члены ордена получали разностороннее образование и именно им принадлежит создание целого комплекса теологической обороны в споре с протестантизмом. Созданные в Риме специальные учебные заведения (семинарии, коллегии) для подготовки духовенства направляемого в страны, где протестантизм получил широкое распространение, возглавляются иезуитами. Коллегия «Германикум» и "Ангеликум" стали сосредоточием клерикальной католической мысли. Но орден иезуитов имел и собственные учебные заведения, преследующие те же цели: способствовать пропаганде католицизма в Западной Европе.
Статьи по теме
Зарождение и эволюция двух типов цивилизаций: восточная
и западная
Каждая цивилизация, ограниченная хронологическими и географическими рамками, уникальна и неповторима. Постоянно развиваясь, она проходит стадии зарождения, расцвета, разложения и гибели. Цивилизации делятся на три глобальных типа: традици ...
Линейные теории динамики культуры
Кроме циклических в философии разрабатывались и линейные теории динамики культуры. Одна из таких теорий была предложена немецким философом-экзистенциалистом К. Ясперсом
(1883 - 1969). Основной труд Ясперса по исследованию истории культур ...
Предыстория славянской письменности
«Ученые-культурологи, как отечественные, так и зарубежные, в отношении к письменности часто разделяют народы на две категории: письменные и бесписьменные. А.А. Формозов полагал, что какая-то письменность состоящая из условных знаков, офор ...