Первые века Римской империи были временем сильнейшего имущественного неравенства, распространения крупного рабовладения. С I в. до н.э. наблюдается и противоположный процесс - отпуск рабов на волю. В дальнейшем рабский труд в сельском хозяйстве постепенно вытесняется трудом колонов, лично свободных, но прикрепленных к земле хлебопашцев. Ранее процветавшая Италия стала ослабевать, а значение провинций - возрастать. Начался распад рабовладельческой системы. В конце IV в. н.э. Римская империя делится примерно пополам - на восточную и западную части. Восточная (Византийская) империя просуществовала до XV в., когда она была завоевана турками. Западная империя в течение V в. до н.э. подвергалась нападениям гуннов и германцев. В 410 г. н.э. Рим был взят одним из германских племен - остготами. После этого Западная империя влачила жалкое существование, а в 476 г. ее последний император был свергнут с престола.
Падение Римской империи связано с кризисом римского общества, обусловливавшимся трудностями воспроизводства рабов, проблемами сохранения управляемости огромной империи, возрастанием роли армии, милитаризацией политической жизни, сокращением городского населения и числа городов. Сенат, органы городского самоуправления превращались в фикцию. В этих условиях императорская власть вынуждена была признать разделение империи в 395 г. на Западную и Восточную (центром последней был Константинополь) и отказаться от военных походов с целью расширения территории государства. Поэтому военное ослабление Рима стало одной из причин его падения. Быстрому падению Западной Римской империи способствовало нашествие варваров, мощное движение германских племен на ее территории в IV-VII вв., завершившееся созданием "варварских королевств".
Таким образом, в условиях древности определились два основных (глобальных) типа цивилизации:
восточный, вбирающий цивилизацию стран Азии, Африки, в том числе арабскую, тюркскую и малоазиатскую;
западный, включающий европейскую и североамериканскую.
Особенности восточного типа развития, ориентированного на коллективизм, рабскую покорность, азиатский способ производства, духовность, что препятствовало экономическому прогрессу. Особенности западного типа развития: индивидуализм, частная собственность, раннее развитие товарно-денежных отношений, которые создавали условия для экономического прогресса. На определенном этапе, как показывает исторический опыт, наблюдается неизбежный процесс заимствования черт развития Запада и Востока друг у друга.
Древние государства Запада и Востока остались самыми мощными действующими историческими объединениями в международных делах: внешнеэкономических и политических связях, войны и мира, установления межгосударственных границ, переселения людей в особо крупных масштабах, морского судоходства, соблюдения проблем экологии и т.д.
В настоящей работе рассмотрена сравнительная характеристика двух типов цивилизаций: восточного и западного; рассмотрено их зарождение и эволюция.
Характерными чертами восточного типа цивилизации (восточная цивилизация) являются:
1. Традиционализм - ориентация на воспроизводство сложившихся форм образа жизни и социальных структур.
2. Низкая подвижность и слабое разнообразие всех форм человеческой жизнедеятельности.
3. В мировоззренческом плане представление о полной несвободе человека, предопределение всех действий и поступков, независящими от него силами природы, социума, богов и т.д.
4. Нравственно волевая установка не на познание и преобразование мира, а созерцательность, безмятежность, мистическое единение с природой, сосредоточенность на внутренней духовной жизни.
5. Личностное начало не развито. Общественная жизнь построена на принципах коллективизма.
6. Политическая организация жизни в восточных цивилизациях происходит в форме деспотий, в которых осуществляется абсолютное преобладание государства над обществом.
7. Экономической основой жизни в восточных цивилизациях является корпоративная и государственная форма собственности, а основным методом управления выступает принуждение.
Западные цивилизации, напротив, характеризуются стремлением к подчинению природы власти человека, приоритетом прав и свобод личности над социальными общностями, высокой социальной мобильностью, демократическим политическим режимом и правовым государством.
Статьи по теме
Сущность и функции систематического каталога
Систематический каталог – один из видов библиотечных каталогов. Он раскрывает содержание книжного фонда в отраслевом разрезе, отражая составные части в их логической связи и соподчиненности.
Каталог выполняет две основные функции:
1.
...
Слово и дело в культуре
“В начале было слово, и это было слово Бога”, “И сказал Бог “Да будет свет” – и стал свет” – всё это показывает, что люди уже давно поняли – дело всегда следует за словом. Без слова нет дела.
“Животное реагирует на жест, а человек на смы ...
Эволюция символов и логика их взаимосвязи
Символы могут менять свои значения от поколения к поколению, от региона к региону. В разных культурах одни и те же символы могут принимать различные виды и значение. К примеру, рассмотрим эволюцию и значение в разных культурах одного из д ...