Жанры и особенности первобытной культуры

Материалы » Значение и роль искусства в жизни раннеобщинного общества, взаимосвязь с ранними формами религии » Жанры и особенности первобытной культуры

Страница 2

В среднем каменном веке на скалах и в пещерах изображают совсем другие сцены. Главным предметом изображения ста­новится группа людей. На наскальных рисунках этого времени в Испании, Индии или на юге Африки можно видеть толпы охотников на оле­ней или диких быков, группы танцующих лю­дей. Они изображены условно и не отличаются один от другого, у них нет лиц. Их движения переданы очень живо, и почти всегда можно понять, что они делают. Иногда считали нуж­ным изобразить пышный головной убор (навер­ное, из перьев) или широкую юбку, как будто сделанную из пальмовых листьев. Такое вни­мание к одежде не случайно: это ритуальные костюмы, и люди в них не просто танцуют, а совершают важный обряд.

Глядя на такие изображения, люди видели не только себя, но и своих умерших предков, дей­ствиям которых они старались подражать, пото­му что считали их образцовыми.

Наскальные изображения охоты и разных обрядов показывают, что люди среднего камен­ного века уже не так сильно, как их предшест­венники, зависели от природы. Они стали осоз­навать эту пока ещё относительно слабую неза­висимость, рисуя толпы охотников, способных убить крупное и сильное животное. Усилия од­ного человека были бы недостаточными для того, чтобы справиться с трудностями жизни, и со­родичи помогали друг другу во всём.

Впервые причастность охотников и собирателей каменного века к изобразительному искусству была засвидетельствована замечательным археологом Эдуардом Ларте, нашедшим в 1836 г. в гроте Шаффо пластинку с гравировкой. Он же обнаружил изображение мамонта на куске мамонтовой кости в гроте Ла Мадлен (Франция). Характерной особенностью искусства на самом раннем этапе был синкретизм.

Деятельность человека, связанная с художественным освоением мира, способствовала одновременно и формированию homo sapiens (человека разумного). На данной стадии возможности всех психологических процессов и переживаний первобытного человека находились в зародыше, в коллективном бессознательном состоянии.

Памятники палеолитического, мезолитического и охотничьего неолитического искусства показывают нам, на чём в тот период сосредоточилось внимание людей. Росписи и гравюры на скалах, скульптуры из камня, глины, дерева, рисунки на сосудах посвящены исключительно сценам охоты на промысловых животных.

Главным объектом творчества этого времени были звери.

Первые произведения первобытного изобразительного искусства относятся к Ориньякской культуре, названной по пещере Ориньяк. С этого времени широко распространились женские фигурки из камня и кости с гипертрофированными формами тела и схематизированными головами - так называемые «венеры», по-видимому, связанные с культом матери-прародительницы. Подобные «венеры» найдены во Франции, Италии, Австрии, Чехии, России и во многих других районах мира.

Одновременно с ними появляются обобщённо-выразительные изображения животных, воссоздающие характерные черты мамонта, слона, лошади, оленя.

Главной художественной особенностью первобытного искусства была символическая форма, условный характер изображения. Символами являются как реалистические изображения, так и условные. Часто произведения первобытного искусства представляют собой целые системы сложных по всей структуре символов, несущих большую эстетическую нагрузку, с помощью которых передаются самые разнообразные понятия или человеческие чувства.

Первоначально необособленное в отдельный вид деятельности и связанное с охотой и трудовым процессом первобытное искусство отображало постепенное познание человеком действительности, его представления об окружающем мире.

Некоторые искусствоведы выделяют три этапа изобразительной деятельности в эпоху палеолита. Каждый из них характеризуется созданием качественно новой изобразительной формы.

Натуральное творчество - композиция из туш, костей, натуральный макет.

Искусственно-изобразительная форма - крупная глиняная скульптура, барельеф, профильный контур.

Верхнепалеолитическое изобразительное творчество - росписи пещер, гравировки на кости.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по теме

Социализация и инкультурация
Влияние культуры на личность происходит в процессе инкультурации и социализации, с помощью которых человек овладевает знаниями и навыками, необходимыми для жизни в обществе и в той или иной конкретной культуре. Под социализацией понимают ...

Костюм как объект социально-культурологического анализа
Благодаря жаркому климату жители долины Нила не так уж и нуждались в одежде, а обнаженное тело у древних египтян не принято было скрывать, отсутствие одежды не воспринималось как вызов, в нем для египтянина не было ничего постыдного. Вся ...

Образ Георгия Победоносца в рассказах Чехова
Об обращении А.П.Чехова к фольклору в научных исследованиях говорилось крайне редко, более того, авторы некоторых их них подчеркивали проблематичность самой постановки вопроса – Чехов и фольклор. Н.И.Кравцов в учебно-методическом пособии ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация