Величественность арочного проема и большая высота башни придавали внешнему виду сооружения характер триумфальной арки. Таким образом, Золотые ворота полностью соответствовали и второй своей функции- торжественному въезду на главную улицу Владимира.
Центром архитектурного ансамбля новой столицы Руси стал Успенский собор, заложенный по указу Андрея Боголюбского в 1158 году. Здание собора господствовало над городом. Его сверкающий купол был виден с дальних высот, поросших лесом, где проходила дорога от Мурома. Новый собор походил на могучего богатыря в золоченом шлеме, возвышающегося над Клязьмой.
Местных мастеров для постройки такого грандиозного сооружения оказалось недостаточно, и Боголюбский распорядился пригласить строителей со всех окрестных поселений. В числе мастеров по белокаменной кладке были выходцы из-за границы, с романского Запада, присланные князю Андрею императором Фридрихом Барбароссой. В Средневековье подобный сбор строителей был обычным делом.
В 1160 году Успенскому собору были пожалованы обширные земельные владения, кроме того, еще и десятая часть княжеских доходов, что ставило храм на один уровень с Десятинной церковью в Киеве.
Успенский собор оказался в эпицентре событий грозного 1238 года, когда татарские полчища двинулись на Русь. Батый начал штурм города 7 февраля 1238 года. Татары ворвались в город через проломы в крепостных стенах и смерчем пронеслись по столице. Семья великого князя вместе с кучкой бояр нашла убежище в Успенском соборе. Горожане храбро сражались, но все усилия были напрасны. Семья Юрия Всеволодовича и все остальные погибли в огне. Сам же собор устоял.
«Вокруг пылала отчая земля-
Стога, деревни, церкви и повети.
А здесь, внутри, за стенами кремля-
Не только жены, старики и дети.
Здесь, за стеною жил не только князь,
Митрополит и славный воевода,
Но древних букв затейливая вязь-
Язык, культура и душа народа…
Как мало нынче знаем мы о них,
О тех, погибших в той кровавой тризне!
Ведь в те года сгорело столько книг.
А книги- тоже продолженье жизни.»
К концу XIII века здание Успенского собора было обновлено. Его покрыли оловом и пристроили к юго-западному углу придел Пантелеймона, который впоследствии был разрушен.
Внешний вид собора постройки 1185-1189 гг. значительно отличался от первоначального. Композиция внешнего облика храма приобрела традиционную ярусность, характерную для церковных сооружений XI-XII вв.
Внутреннее пространство храма поражает высотой и обилием свободы и света. По высоте собор был равен самому крупному сооружению Древней Руси- Софийскому собору в Киеве. Зодчие, возводившие Успенский собор, сумели сделать высоту храма особенно ощутимой, усилив эффект шестью легкими стройными столбами, несущими своды собора. Глава храма имела 12 окон, из которых лился мощный поток света.
В соборе были погребены Андрей Боголюбский, его брат и наследник престола Всеволод III и другие члены княжеской семьи.
В 1189 году было восстановлено внутреннее убранство Успенского собора, в том числе и фресковая роспись. До наших дней сохранилось только несколько фрагментов, часть которых скрывает иконостас.
Годы княжения Всеволода III характеризуются всплеском народных волнений. Чтобы обезопасить себя и своих приближенных, великий князь приказал возвести в южной части Владимира каменную стену вокруг княжеских палат, создав детинец.
Именно на территории детинца был заложен дворцовый храм- Дмитриевский собор, который должен был олицетворять силу и могущество владимирского князя.
Успенский и Дмитриевский соборы стоят почти рядом друг с другом, на протяжении столетий восхищая людей своей красотой и величием. За восемь лет Дмитриевский собор пережил многое: пожары, обветшание и перестройки.
Время постройки собора специалисты приблизительно относят к 1194-1197 гг. Храм был посвящен святому великомученику Дмитрию Солунскому. В год окончания строительства собора из Фессалоник была доставлена драгоценная реликвия, икона Дмитрия Солунского, ставшая храмовым образом этого собора.
«По плановой и объемной схеме Дмитриевский собор почти полностью повторяет церковь Покрова на Нерли. Однако разница между ними очень существенная. Стройные, изящные пропорции церкви Покрова в Дмитриевском соборе сменилась спокойной и торжественной уравновешенностью. Нижняя часть Дмитриевского собора лишена скульптурного убранства, но зато выше аркатурно-колончатого пояса стены богато декорированы скульптурой. Скульптурная резьба покрывает также сам аркатурно-колончатый пояс и даже барабан купола.»
Статьи по теме
Исторические условия и
теоретические предпосылки появления науки о культуре
Появление науки, систематически изучавшей культуры как особые формы организации жизни человека и регулярно существовавшей в ряде европейских стран, обычно датируется примерно 50-ми годами XIX в. Это не означает, что до этого времени не бы ...
Искусство Древнего Рима
Хронологические рамки искусства Древнего Рима охватывают почти тысячелетие – от его зарождения в конце 6 в. до н.э. до конца 5 в. н.э. Начало древнеримского искусства относится к периоду республики (конец 5 – конец 1 в. до н.э.). Оно дост ...
Семиотика веера в контексте русского костюма
В качестве второй практической задачи рассмотрим знаковые функции в контексте русского костюма на примере такого аксессуара , как веер.
Как уже отмечалось, культура - противоречивое и уникальное явление. Каждый ее элемент настолько непов ...