На протяжении почти всей античной эпохи мифы пользовались огромной популярностью среди населения греческих городов-государств. Без них, без их влияния, без постоянного обращения к их сюжетам и образам сейчас невозможно себе представить ни классическое греческое искусство, ни греческую литературу, ни греческую философию, ни греческую культуру в целом. Нельзя забывать, что мифы были важнейшей частью того культурного наследия, которое оставили грекам их далекие предки. Именно миф был для подавляющего большинства греков наиболее доступным и понятным способом осмысления прошлого – седой старины, воспоминания о которой сохранились лишь в произведениях древних поэтов – создателей греческого эпоса. Нет ничего удивительного в том, что молодая историческая наука в Греции еще долго не могла вырваться из материнских объятий мифологии, в лоне которой она родилась.
Как древнее, и к тому же священное предание, миф не нуждался ни в каких доказательствах и подтверждениях. В то, о чем рассказывали мифы, следовало просто верить, не требуя от рассказчика никакой аргументации. В любом греческом городе и его окрестностях столетиями сохранялись детали ландшафта, памятники, просто предметы, связанные с различными мифами и как будто подтверждающие их историческую достоверность. Так, например на Крите, заезжим путешественникам обычно показывали знаменитую Идейскую пещеру, в которой родился сам владыка богов Зевс.
В мифах сплошь и рядом описываются происшествия, плохо укладывающиеся в обычное человеческое сознание. Без тени сомнения авторы мифов сообщают нам о чудесных превращениях людей в животных и растения, о поединках героев с чудовищами, о путешествиях в царство мертвых и многом другом, столь же невероятном. На сцене мифического повествования постоянно появляются боги, которые вмешиваются в человеческие дела. Авторы мифов произвольно обращались с такими категориями, как время и пространство. В то же время каждый из мифов – будь то Троянский или Критский циклы, представляет собой очень ценный источник, позволяющий заглянуть в самые сокровенные и загадочные глубины духовной жизни древнего человека.
Статьи по теме
М. Антокольский
Эти черты присущи и самому значительному скульптору второй половины XIX в. М.М. Антокольскому (1843-1902). Но он как бы компенсирует отсутствие монументальных средств выражения изображением "монументальных личностей": "Иван ...
Тобольская иконопись
Начало собственно сибирского систематического иконописания связано с организацией Сибирской епархии с центром в г. Тобольске в 1620 году. Первый Тобольский и Сибирский архиепископ Киприан (Старорусенков), бывший архимандрит Новгородского ...
Проблемы культуры в философии просвещения
XVIII век вошел в историю европейской культуры как век Просвещения.
Просвещение - это идейное и культурное движение, которое имело антифеодальный, антиабсолютистский характер.
В XVIII веке оно охватило в той или иной степени все европей ...