Гармоническое сочетание часто заключается в уравновешенности теплых и холодных, светлых и темных тонов. Один и тот же орнамент приобретает новое звучание от изменения цвета ниток в вышивке, может казаться ярким и красочным или сдержанным и блеклым. Нужно помнить, что фон изделия всегда дополняет узор, и потому его цвет должен подчеркивать ритмичность повторения каждого отдельного мотива или фигуры.
Цветовая гамма вышитого рисунка привлекает внимание, делает рисунок объемным за счет его теневого оформления. Существует цветовой круг (Цветовой круг Гете-Освальда, см.рис*.), в нем представлены цвета спектра солнечного света. Их расположение определила матушка-природа, семь основных цветов — это цвета радуги. С детства многие, наверное, помнят присказку о последовательности цветов
В народном творчестве наряду с одноцветными узорами широко известны двух- и трехцветные, а также многоцветные. Хорошо сочетаются:
Красный – с черным, желтым, серым, бежевым, оранжевым, синим, белым;
Синий – с серым, голубым, бежевым, коричневым, желтым, розовым, золотистым;
Желтый – с коричневым, черным, красным, оранжевым, серым, голубым, синим, фиолетовым;
Зеленый – с темно-желтым, лимонным, салатным, серым, желтым, оранжевым, коричневым, черным, кремовым;
Фиолетовый – с сиреневым, бежевым, розовым, серым, желтым, золотистым, черным.
Об основах цветоведения сказка
Орнамент – бывает:
Ленточным – в виде прямой или криволинейной орнаментальной полосы, которая украшает середину изделия или окаймляет его;
Сетчатым – при котором вся поверхность заполнена узором;
Центрическим или розеточным – в котором отдельные элементы орнамента вписаны в квадрат, круг, ромб, или многоугольник (розетку), расположенный в центре украшаемого изделия.
Столетиями отрабатывалось традиционное расположение и соотношение частей узора, их единство с кроем одежды и обуви, размещение орнаментальных композиций, подчеркивающих формы человеческой фигуры или украшаемых предметов. Орнаментальные мотивы, располагаясь по всей поверхности изделия или какой-то его части не только украшали, но и подчеркивали его форму и размеры. Современные варианты расположения орнаментов на том или другом изделии зависят от его назначения, размеров и формы, вкуса, чувства меры вышивальщицы, ее знания, традиций и фантазии. Компонуя узор, всегда необходимо выделить его центральную часть.
Статьи по теме
У истоков сибирской иконописи. Привозные писаные иконы
В первые десятилетия со времен Ермака в Сибирь ее строящиеся Церкви, монастыри и жилые дома снабжались иконами, доставленными из европейской части России. Архивные источники о доставке икон в конце 16 начале 17 века в Сибирь практически н ...
Общая характеристика регионов Дальнего Востока
Дальний Восток России представляет собой обширный по территории регион, площадь которого составляет 36,4% всей территории России. В состав Дальневосточного района входят Республика Саха (Якутия), Еврейская автономная область, Приморский и ...
Лосенко А.П
Самым крупным представителем исторического жанра был А.П. Лосенко (1737–1773) – один из первых учеников Академии, пенсионер, автор таблиц и пособий, по которым учились целые поколения русских живописцев и скульпторов.
Лосенко создал перв ...