Художник Г. Ф. Борунов принадлежит к тем натурам, которые, раз избрав любимую тему, остаются верны ей десятилетиями. С первых же шагов в поисках творческой темы определился выбор: он стал работать над тематической картиной. Первой работой этого цикла была его дипломная композиция Хозяева земли. Ведущий мотив его творчества - земля и люди - был найден. И не случайно автор считает картину до сих пор своей программной вещью.
На фоне жнивья и озерца, в котором играют вечерние лучи солнца, около трактора стоят, вглядываясь вдаль, два тракториста. Позы их просты и безыскусственны. В героях ощущается большая внутренняя сила, слитность с землей. К сожалению, значимость этого произведения снижает некоторая внешняя огрубленность типажа
Живя среди знакомой с детства природы, являясь свидетелем подъема целины, художник создает целую серию произведений из жизни сельских тружеников. К этому времени окончательно определяется творческий метод художника. Живое, непосредственное общение с натурой лежит в его основе. Героя своих произведений ищет в повседневности, а труд им всегда мыслится как основа бытия.
И поэтому картины Г.Ф. Борунова привлекают не формальными эффектами, а верностью правде жизни. И в этом отношении алтайский художник близок стилю, который получил название "сурового" Само обращение к обычному, внешне не примечательному явилось в определенной мере реакцией на "парадное" искусство 40-50-х годов, против которого и развернул свое наступление "суровый стиль".
Сюжет картины Г. Ф. Борунова "Мои земляки" (1964) на первый взгляд кажется довольно обыденным. Среди светлой порыжелой стерни, занимая всю плоскость холста, изображена как единый монолит группа хлеборобов. В позах целинников есть демонстративность, статичность. За всем этим угадывается большая сдержанная сила. Автор не скрывает, что его герои от самой земли: руки их огрубели от труда, лица загорели, волосы и одежда выцвели.
В этом сказывается отношение автора к изображаемым людям, его сочувствие и глубокое уважение к труженикам села, знание их нелегкой жизни. Здесь все конкретно, осязаемо, зримо. Здесь голос самой земли, а не ее эхо. И то, что в заурядном художник сумел увидеть и запечатлеть значительное и непреходящее, составляет силу его творческого метода.
Автор, желая акцентировать внимание на внутренней значительности образов героев, подчеркивает их физическую силу через "кованность", нарочитую огрубленность формы. Такое смешение смыслового и пластического начал несколько обедняет содержание живописного произведения.
Картина Мои земляки представила молодого художника на Зональной выставке "Сибирь социалистическая" в Новосибирске (1964). Успешное выступление на одной из крупнейших выставок Сибири, а в 1965 году на выставке "Советская Россия" сделало имя художника известным за пределами Алтая. Он становится членом Союза художников, активно включается в творческую жизнь края. С этих пор Геннадий Федорович Борунов - участник всех краевых, зональных и ряда других выставок.
Следующей вехой в разработке художником темы земля и люди стало полотно Земля родная (1967). Замысел картины возник на ассоциативных началах.
"Мне мыслилось, - говорит автор, - связать воедино людей, которые эту землю, обагренную кровью в годы Отечественной войны, защитили, и младшее поколение, которое идет на смену. Хотелось показать их вместе на этой земле, где они родились и где сейчас трудятся".
Композиционно полотно строится по вертикали. Почти во всю плоскость холста изображены две фигуры на фоне вспаханной земли. И высокий горизонт, и крупноплановость фигур, и отсутствие каких бы то ни было аксессуаров придают особую весомость изображаемому. Колорит картины, горячечный и напряженный, усиливает идейную значимость и гармонирует с общим эмоциональным настроем произведения. Достоинства картины снижают некоторые просчеты в рисунке.
Одновременно с большими тематическими картинами автор создает ряд живописных произведений, решающих подчас те же задачи, но являющихся или ответвлением от этой основной темы или этюдным материалом. Что же касается развития лейтмотива творчества художника, то необходимо назвать такие работы, как Три поколения, Отец, Хлебороб, Битва за хлеб. В них на более частных примерах, работая над любимой темой. Борунов создает и обобщенный образ труженика сибирских по лей (Хлебороб), и своеобразный семейный портрет (Три поколения), и затрагивает тему отцовства (Отец). Ему удается также показать накал трудовых усилий, который свойствен страдной поре (Битва за хлеб).
Статьи по теме
Искусство Палеолита
Несомненно, что уже у неандертальцев возникли первые мифы и музыка, сопровождавшая религиозные церемонии. Однако доказать это не представляется возможным. Также нет каких-либо серьезных археологических свидетельств о существовании изобраз ...
Иконопись Палеха
Иконописание, став предметом ремесла, тесно переплетаясь с бытом народа, проникало в самые глухие уголки старой России. Икона в народном быту была не только предметом религиозного почитания, но и "красой" дома. Это способствовал ...
Первые эволюционистские теории культур
В атмосфере живейшего интереса к жизни народов в условиях других культур почти одновременно в Германии, Франции, Австрии, Англии и США появились первые эволюционистские концепции культуры. Основные черты этого подхода: идея единства челов ...