Иконография Екатерины II в миниатюрных портретах

Материалы » Иконография Екатерины II » Иконография Екатерины II в миниатюрных портретах

Страница 3

Обращаясь к теме античности, живописцы использовали, прежде всего, аллегорические мотивы.

Сравнивая портреты аллегорического содержания представителей «россики» И.-Б. Лапми (портрет Екатерины II с аллегорическими фигурами Сатурна и Истории, не позднее 1793г, ГРМ) и С. Торелли (портрет Екатерины II в образе Минервы, покровительницы искусств, ГРМ, 1770 г.) с полотном Д. Левицкого «Екатерина-законодательница в храме богини Правосудия (ГРМ, 1783г) хочется, отметь богатую аллегорическую программу последнего произведения. И если портреты И.-Б Лампи и С.Торелли только поражают своей помпезностью и откровенной лестью императрице, то полотно Левицкого заставляет задуматься о глубоком смысле представленной аллегории: о величии России и о делах, совершаемых для ее процветания.

Обращение к античности в период классицизма сделало популярным профильный портрет императорских особ. Еще с петровских времен царский профиль попал на монету и медаль и постепенно «сделался достоянием живописи». Одними из самых популярных профильных изображений Екатерины II являются портреты Ф. Рокотова (портрет Екатерины II, 1763 г., ГТГ) и В. Эриксена (портрет Екатерины II перед зеркалом, 1768г, ГЭ).

Профильные портреты характерны и для миниатюры того времени, так с оригинала портрета Екатерины II Ф. Роктова И. Чернов написал миниатюрный портрет императрицы, а И. Пескорский выполняет по - античному прекрасный скульптурный ее профиль.

Русские живописцы стремились раскрыть «средствами изобразительного искусства образ человека», даже если это правящий монарх. Такую попытку делает В. Боровиковский в своем портрете Екатерины II на прогулке в Царскосельском парке (ГТГ, 1794 г.). В. Л. Боровиковский слега приоткрывается чисто человеческое начало в образе Екатерины II.

И, наконец, реалистично, правдиво, Екатерину II пишет М. Шибанов. Он не воспевает великую государыню, не заставляет испытывать зрителя к ней теплые чувства, он просто пишет ее правдиво.

В истории развития портретной живописи художник приобретал тем большее значение, чем глубже раскрывал характерные черты человека своей эпохи: душевные, моральные, умственные качества. А. Антропов, Ф. Рокотов, Д. Левицкий, М. Шибанов и В. Боровиковский писали Екатерину в разные периоды ее жизни, и, думается, придерживались именно этого принципа в написании портретов государыни.

Страницы: 1 2 3 

Статьи по теме

Пейзажная живопись
Наиболее яркими представителями пейзажной живописи второй половины XVIII в. являются Ф.Я. Алексеев (1753/54–1824) и Сем. Ф. Щедрин (1745–1804). Семен Щедрин вошел в историю русского искусства прежде всего как автор изображений окрестност ...

Последние годы жизни
Переломы художественного сознания на протяжении 90-х годов подспудно происходили у многих, преимущественно у людей младшего поколения. Сама общественная атмосфера неуловимо менялась, наиболее чуткие ощущали предвестие грозы, «неслыханных ...

Массовая культура
Массовая культура является одной из форм отчуждения человека в современном обществе. Если в производственной сфере человек — лишь средство этого производства, то в массовой культуре человек — это покупатель, и усредненный вкус множества л ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация