Живопись как источник по истории России на примере И.Репина "Отказ от исповеди"

Материалы » Живопись второй половины ХІХ века » Живопись как источник по истории России на примере И.Репина "Отказ от исповеди"

Страница 1

Исповедь

Рис. 1. "Отказ от исповеди"(1885)

Картина "Отказ от исповеди" считается лучшей среди всего народовольческого цикла И.Е.Репина.В ней художник достиг, пожалуй, максимальной концентрации и цельности замысла. Картина была первоначально задумана как иллюстрация к стихотворению Н.Минского "Исповедь осужденного", и на первых набросках в камеру вместе со священником входил палач, как на это указывается в авторской ремарке к стихотворению. Однако художник очень скоро отказался от подобных деталей, сосредоточившись только на двух фигурах. И точно так же он пренебрег здесь какими-либо разъясняющими указаниями на евангельские параллели, ибо они были у всех на слуху. Достаточно было картины страданий и гибели человека, идущего на смерть за свои убеждения, чтобы воображение интеллигентных зрителей легко нашло и соответствующие прототипы.

В 1879 году в Петербурге был казнен революционер-народоволец Виттенберг. Тогда же в нелегальном издании "Народная воля" появилось стихотворение молодого поэта Н.Минского "Последняя исповедь" - монолог осужденного на казнь революционера, отказавшегося от исповеди.

Много позже, в 1905 году, Минский возглавил газету "Новая жизнь", которую предоставил в распоряжение большевиков. Она стала в ту пору единственным легальным большевистским изданием, где активно сотрудничал В.И.Ленин. Сам поэт написал "Гимн рабочих". В конце декабря 1905 года газету закрыли, а Минский выехал во Францию.

В искусстве нередко случается так, что какое-либо произведение, даже не самого высокого уровня, становится стимулом для создания шедевра. Так, рисунки забытого архитектора В.А. Гартмана вдохновили М.П. Мусоргского на всемирно известные "Картинки с выставки". И.Е. Репин, человек широких интересов, прочитав стихотворение Минского, обратился к революционной теме. Надо сказать, это не было для него случайностью. Художник всегда называл себя сторонником Добролюбова и Чернышевского, никогда не скрывал своих взглядов. В революционной теме для Репина главным было раскрытие борющегося непокорного духа, непримиримости позиций персонажей. Таковы картины "Арест пропагандиста", "Под конвоем" и другие. В полную силу в этом цикле звучит героическое начало, утверждается образ положительного героя как активно действующего лица современной истории. Репин отличался быстротой реакции на меняющуюся действительность, умел увидеть самое важное в калейдоскопе событий и "мелочей жизни". Именно в этом он особенно близок великим писателям-современникам. Появление картины "Отказ от исповеди" не удивило людей, близко знавших Илью Ефимовича и тех, кто знал его творчество по выставкам и публикациям. Эта картина логично продолжала грандиозную панораму репинских полотен, посвященных жизни народа и интеллигенции.

Работа над картиной началась в том же 1879 году, закончена в 1886-м. Репин благополучно преодолел главную опасность, которая заключалась в иллюстративности; она погубила великое множество картин русских и зарубежных мастеров. Он отбросил все внешнее - здесь нет деталей, нет ничего отвлекающего от освещенного лица революционера. Даже священник на картине почти нейтральная фигура, показанная со спины. Он пришел не убеждать, на что и не способен, а просто исполнить свои формальные обязанности. Здесь нет даже противостояния, настолько безлична эта фигура.

Революционер покоряет зрителя силой своей убежденности; ему незачем исповедоваться, потому что на его стороне правда. Репин - живописец, а не доктринер или иллюстратор, и он убеждает нас мощью и силой своей живописи.

Мы можем без особого труда прочувствовать и пережить биографию безымянного героя. Перед нами картина, рассказывающая о многом очень немногими, но чрезвычайно выразительными средствами. Здесь ни жестов, ни движения фигур - только внутренняя психологическая выразительность, только работа мысли и души. Положительные герои до Репина были, в основном, статичные, позирующие.

Здесь же перед нами образ борца, хотя никаких атрибутов, указывающих на его происхождение и профессию, нет. Это не фразер, а человек дела, идущий до конца.

Страницы: 1 2

Статьи по теме

Символ как информационная единица коммуникации. Основные группы символов
Символ несёт в себе сложную, многоплановую, сконцентрированную информацию для тех, кто в состоянии ее прочитать, но, в отличие от знака, замещающего собой предмет, он представляет собой также трактовку, интерпретацию данного знака. В каче ...

Характеристика эпохи
«На протяжении нескольких тысячелетий на огромной территории, условно обозначаемой как Дальний Восток, развивалась яркая и самобытная культура, оставившая выдающиеся произведения человеческого гения в литературе, философии, изобразительн ...

Французское возрождение
Начало французского Возрождения относится к середине XV века, когда было завершено политическое объединение страны. Французский Ренессанс носил характер придворной культуры. Первый крупный художник французского Возрождения – Жан Фуке (ок ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация