Веласкес, Диего да Сильва (1599-1660) – Испанский художник эпохи Барокко. Учился в Севилье у Ф. Эрреры Старшего и у Ф. Пачеко, на дочери которого он был женат. В1622 г. приехал в Мадрид, где его заказчиком и покровителем стал граф Оливарес. По ходатайству всесильного министра в 1623 г. был назначен придворным художником: этот пост Веласкес занимал до конца жизни. В 1659 г. Филипп IV пожаловал мастеру личное дворянство. Веласкес жил его интересами, подчинялся размеренному ритму и чопорному ритуалу жизни, со всей тщательностью исполнял придворный этикет, участвовал в бесконечных церемониях, охотах и празднествах. Но он не поддался (как этого можно было бы ожидать, будь на его месте другой человек) давлению среды, в условиях которой гибли многие таланты, Веласкес заставил королевский двор считаться со своим взглядом на жизнь. Портреты кисти Веласкеса стоят несколько в стороне от основной барочной линии портретной живописи. В них воплощен идеал, который своими корнями уходит в национальное испанское искусство. Поэтому, наверное, нигде с такой яркостью не раскрывается чисто испанское понятие "дворянская честь", как в портретах Диего Веласкеса. Особенности творческого метода Веласкеса: глубокое постижение действительности во всём её богатстве и противоречивости, целостность её образно-пластичного воплощения, единство всех элементов художественной формы. Веласкес писал без предварительного наброска, прямо на холсте, органично соединяя непосредственное впечатления от натуры и строгую продуманность композиции, достигая ощущения, казалось бы, вольной импровизации и вместе с тем широкого обобщения. Веласкес избегал сюжетов священных, которые были не по его характеру, ему нужны были только люди, которых он изображал с чистотой непогрешительной, как будто играл трудностями формы и света. То, например, сочинит картину темную, без малейшего признака света, то ослепит одним освещением. И то, и другое выходило у него одинаково прекрасно. Его могучий реализм, глубокое и многоплановое восприятие человеческой личности оказали огромное влияние на все последующее мировое искусство. Художник писал картины на мифологические («Кузница Вулкана», 1630) и исторические («Сдача Бреды», 1634) сюжеты, пейзажи и жанровые зарисовки («Триумф Вакха», 1628), превосходящие по смелости и новизне художественных решений работы его современников.Веласкес был великим портретистом. Им написан целый ряд портретов короля, его семьи, испанской знати, придворных шутов, в каждом из которых он сумел угадать и ярко и правдиво передать основные черты характера. Одной из вершин портретного мастерства Веласкеса стал знаменитый «Портрет папы Иннокентия X», написанный в Риме в 1650 г. Сейчас хотелось бы подробнее остановиться на некоторых картинах Веласкеса, которые более ярко смогли отразить его творчество. В последние годы жизни Веласкес написал две самые знаменитые свои работы: “Менины” (“Фрейлины”), в которой изображен частный эпизод придворной жизни, и картину “Пряхи”, живописующую сцену в королевской мастерской ковров.
В "Лас Менинас", отличающейся смело развёрнутой композицией, частный эпизод придворного быта (девочка инфанта Маргарита в окружении фрейлин и карликов) предстаёт как один из моментов общего течения жизни со всей сложностью её взаимосвязанных и изменчивых проявлений. Пленительная красота и живописное многообразие реальности воплотились в серо-жемчужном колорите картины с нанесёнными свободными ударами кисти голубыми, розовыми, тёмно-серыми, коричневатыми прозрачными мазками.
Д. Веласкес. "Лас Менинас" ("Фрейлины"). 1656. Предо. Мадрид.
Первоначальное название композиции — “Миф об Арахне”. На картине изображена сцена в королевской мастерской ковров. На переднем плане находятся фигуры прях, в глубине комнаты придворные дамы любуются ковром, изображающим миф об Арахне — ткачихе, превзошедшей в мастерстве богиню Афину.
Д. Веласкес. Пряхи.
В 1634 г. Веласкес написал картину “Сдача Бреды”, которая стала одним из самых значительных произведений европейской живописи в историческом жанре.
Д. Веласкес. Сдача Бреды
В этих картинах Веласкес предстает мистическим художником. «Непорочное зачатие» и «Иоанн Евангелист на острове Патмос» - картины парные. Они были созданы одновременно вскоре после того, как Веласкес завершил свое обучение у Франсиско Пачеко, и предназначались для севильского монастыря Кармелитас Кальсадас (впоследствии разрушенного). Картины тесно связаны между собой по содержанию и символике. Впервые они начали упоминаться в литературе с 1800 года, когда еще находились в монастыре. Затем, около 1810 года, попали в частные руки, передавались по наследству и, в конце концов, оказались в лондонской Национальной галерее.
Статьи по теме
Наука
Древние египтяне внесли существенный вклад в астрономию, создав солнечный календарь, столь совершенный, что мы с некоторыми изменениями пользуемся им и сейчас. Год делили на три сезона по четыре месяца. Тридцатидневный месяц делился на де ...
Архитектура и изобразительное искусство Древней
Руси
Начавшееся с введением христианства широкое строительство во многом определило развитие архитектуры и других видов искусства. На Русь из Византии прибывали мастера, учившие русских умельцев каменному зодчеству, сложной технике мозаики, се ...
Культура украшения тела. Пирсинг
Предполагается, что прежде, чем украшать наскальными рисунками стены пещер (первые из найденных наскальных росписей были сделаны еще в эпоху палеолита), имеющих, в первую очередь, ритуальный характер, наши предки использовали в качестве м ...