Битва длилась весь день и стала затихать к вечеру. Темное облако на фоне рдеющего заката походило на льва с обагренными кровью когтями и пастью. Солнце ушло на запад, и последние лучи его поспешно гасли, словно не желали освещать место бессмысленной гибели стольких людей" [296, с. 5; пер. Г. Ф. Иванова].
Этот и другие тексты появились на основании множества действительных событий, происходивших в истории Индии. Они сконцентрировали в себе самый дух отношения к насилию, всю гамму чувств от упоения битвой до скорби о гибели воинов.
Однако более всего во все времена ценились мудрость, знание и мастерство. В Индии составляли карты неба и наблюдали за движением планет и Солнца; с Индией связаны некоторые начала математических знаний. Цифры, которые мы называем арабскими, арабы, называвшие математику индийской наукой, заимствовали у индусов и назвали их “индийскими”. В Индии существовала десятичная позиционная система счисления, построенная на мультипликативном принципе.
В таких системах для записи одинакового числа единиц, десятков, сотен, тысяч применяются одни и те же символы, но после каждого символа пишется название соответствующего разряда. Например, десятки обозначаются символом D, а сотни — С. Тогда число 645 будет записано так: 6C4D5. Индусы ввели в математику понятие нуля.
Велико было искусство древних мастеров (к ним относились и ремесленники, и художники): они умели обрабатывать металлы, отливали из меди большие статуи, оружие, могли создавать многоцветные ткани, занимались резьбой по камням, в том числе и драгоценным. В древнем эпосе “Рамаяна” легендарный мастер, который был зодчим, но носил прозвище “мастера тысячи искусств”, объясняет правителю, как делаются изображения богов. Он говорит, что для этого нужно уметь рисовать, а для этого, в свою очередь, нужно знать танец, а это требует знания музыки, что влечет за собой умение петь, и т. д.
Корабельные мастера создавали речные и морские суда, некоторые из них могли перевозить сотни пассажиров. Торговцы везли из Индии ткани, слоновую кость, драгоценные камни, жемчуг, благовония, пряности.
За весь период своего существования Индия испытала на себе удары разных завоевателей. В IV веке до н. э. в Индию вторглись войска Александра Македонского (356—323 до н. э.), принесшего с собой греческую культуру и проложившего торговые пути с запада. Вскоре македонские гарнизоны были изгнаны с северо-запада страны, и возглавивший освободительное движение Чандрагупта, происходивший из пастухов, захватил престол в Магадахе, государстве в долине Ганга. Ему и его преемникам удалось подчинить и другие части страны, и при внуке его Ашоке под властью рода Маурьев (к ним принадлежали Чандрагупта и его потомки) оказалась почти вся Индия. При Ашоке государственной религией стал буддизм. Объединение страны в сильное государство, обеспечивающее безопасность границ, было в интересах индийского народа. Как утверждали греки, индийская армия состояла из 600 тысяч пехотинцев, 30 тысяч всадников и 9 тысяч боевых слонов. Во II веке до н. э. империя Маурьев распалась из-за слабости экономических связей между отдельными ее частями, и в Индию хлынули завоеватели — греки, обосновавшиеся в Средней Азии при Александре Македонском, скифы и кушане. На рубеже эпох на территории Индии кратковременно существовало Кушанское государство, о котором осталось мало достоверных сведений. В средние века в Индию приходят персы и арабы, неся с собой ислам. В середине XIX века Индия была завоевана Англией и стала ее колонией, обретя независимость в XX веке.
Статьи по теме
Искусство Германии во второй половине XV в
Усиление готических традиций в живописи. Начало книгопечатания и развития графики в Германии, распространение гравюры как самостоятельного вида искусства.
Мартин Шонгауэр (ок. 1435-1491) — крупнейший художник Германии XV в. Его живописны ...
Философия Эпикура
Обращена к человеку была и философия Эпикура (341–270). В 307 году в Афинах он основал школу в одной из рощ, назвав ее «Садом». На воротах красовалась надпись: «Странник, здесь тебе будет хорошо, здесь высшее благо – наслаждение». Снова, ...
Географические рамки эллинистического мира
В его состав включаются мелкие и крупные по территории государственные образования от Сицилии и Южной Италии на западе до Северо-Западной Индий на востоке, от южных берегов Аральского моря до первых порогов Нила на юге. Иначе говоря, в со ...