Представляя собой важнейший сегмент культуры эпохи информатизации, информационная культура, вместе с тем, как бы пронизывает все остальные культурные фрагменты, функционирование которых в наше время невозможно вне зависимости от информационной культуры. Этим и определяется важность анализа информационной культуры. “Из этого следует, - пишет А.И.Ракитов, - что вопрос об информатизации культуры имеет не “остаточный”, но фундаментальный характер. Здесь завязываются в один узел культурные процессы создания информационно-индустриального общества и принципиально новой технологической базы его духовной и социальной модернизации” (83, 15). Что же представляет собой информационная культура?
Следует отметить, что однозначного определения информационной культуры еще не существует. В одном случае она определяется как информационные качества личности (Вохрышев М.Г., Зубов Ю.С.), как “гармонизация внутреннего мира личности в ходе освоения всего объема социально значимой информации” (Зиновьева Н.Б.). В другом – как информационная деятельность (Хангельдиева И.Г.), как “информационная деятельность аксиологического характера, т.е. обусловленная ценностями культуры” ( Гречихин А.А.). Иногда информационную культуру связывают с определенным уровнем знаний, “позволяющих человеку свободно ориентироваться в информационном пространстве, участвовать в его формировании и способствовать информационному взаимодействию” (Медведева Е.А.)., с новым типом общения (Михайловский В.Н.). Встречается понимание информационной культуры как характеристики уровня развития общества (Соснина Т.Н.). Такой разнобой в понимании информационной культуры отражает как уровень ее осмысления в социально-философской и культурологической литературе, так сложность и разноплановость этого феномена.
Известно, что при анализе сложных феноменов правомочно применение системного подхода, дающего возможность делать различные структурные “срезы” изучаемых объектов, выделять его различные аспекты. При исследовании информационной культуры, по нашему мнению, возможно выделение двух основных таких аспектов, которые в первом приближении можно назвать социологическим и технологическим. В первом случае мы рассматриваем информационную культуру как социокультурный феномен, во втором – как феномен технико-технологический.
Информационную культуру следует понимать, прежде всего, как часть общей культуры, один из важнейших аспектов культурной деятельности вообще. Она имеет черты, общие для всей культуры: ее неразрывную связь с социальной природой человека, является продуктом человеческой деятельности, результатом активного отношения людей к природе, обществу и друг к другу. Одновременно информационная культура выступает в качестве необходимого и эффективного фактора освоения человеком культурной реальности, всего того культурного потенциала общества, который накопило человечество в процессе своего многовекового исторического пути. Поэтому не следует ограничивать область функционирования информационной культуры лишь сферой компьютеризации или информационной техники вообще. В действительности, эта сфера гораздо более широкая и охватывает процессы научной деятельности, образования, управления природными и социальными процессами, сферу быта, досуга и т.д. По мере информатизации общества эта сфера расширяется, процесс выступает в качестве объективно необходимого для развития общества. В этом плане можно согласиться с А.И.Ракитовым, который пишет, что “информатизация культуры, т.е. экипировка всех культурных процессов современной информационной технологией является уже не пожеланием, а объективной внутренней исторической необходимостью. Исторический процесс в целом приобретает новую качественную определенность” (83, 28).
Однако, понимая информационную культуру как часть общей культуры, следует иметь ввиду, что эта часть весьма специфична. Под информационной культурой обычно понимают, прежде всего, область культуры, связанную с функционированием информатизации в обществе и формированием информационных качеств личности. Это, с одной стороны, определенный уровень знаний, позволяющий человеку свободно ориентироваться в информационном пространстве и способствовать информационному взаимодействию. Это новый тип мышления, который формируется в результате освобождения человека от рутинного информационно-интеллектуальной работы. Вместе с тем это - новый тип общения, дающий возможность свободного выбора личности в информационном пространстве. С другой стороны, информационная культура представляет собой информационную деятельность, качественную характеристику жизнедеятельности человека в области получения, передачи, хранения и использования информации. Это и дает право выделить два аспекта анализа информационной культуры.
Статьи по теме
Искусство Пскова
Крупнейшим после Новгорода экономическим и культурным центром северо-запада был Псков. Являясь в первые века своего существования «пригородом» Новгорода, подчиняясь ему в политическом и церковном отношении, Псков находился и под влиянием ...
Комедия эпохи эллинизма
Эллинистическая идеология проявилась уже в новой комедии (историки ее называют новоаттической), столь отличной от комедии Аристофана. Создатель ее Менандр (342–292) отказался вовсе от политических тем, какие составляли главный и единствен ...
Забытый художник. Руфин Гаврилович Судковский
С Николаевщиной связано имя известного в своё время, а также и теперь на западе Европы, пейзажиста, мариниста, соперника Айвазовского, академика Руфина Гавриловича Судковского, жившего и творившего в городе Очакове на берегу Днепровско-Бу ...