Среди проблем, наиболее важных для молодежи, лидируют те, которые принято называть социальными и которые волнуют все российское общество: рост наркомании и молодежной преступности, проституция, среди личных проблем - отсутствие гарантий безопасности и социальная незащищенность, жилищная проблема, недоступность получения высшего образования, трудоустройство. Волнуют молодежь и неудовлетворительное состояние здоровья, бедность, тяжелое материальное положение.
Основным мотивом поиска и использования информации для студентов является расширение кругозора, получение общеобразовательной, общекультурной информации; относится это и к образованию, в том числе профессиональному. В ответах преобладает заинтересованность в информации об образовательных услугах, службах занятости и трудоустройства, молодежном отдыхе и туризме, молодежных организациях. Хотя регулярное обращение к информации с целью решения личных проблем еще не стало привычным для молодежи, подавляющее большинство респондентов хотели бы иметь возможность получения разнообразных информационных услуг [29].
Молодым людям нужна справочная и законодательная информация, продукты аналитической переработки документов по всем направлениям жизни и деятельности молодежи. Выражается готовность приобретать печатные издания, подготавливаемые информационно-библиотечными учреждениями. Особой популярностью пользуются справочники (организации и службы, их координаты, услуги по всем направлениям жизнедеятельности: о молодежных организациях, медицинских учреждениях, досуговых центрах и т.д.), пособия, содержащие правила самостоятельного решения проблем (медицинских, психологических, правовых); значительный спрос наблюдается на информационно-аналитические материалы: фактографические подборки, аналитические записки по молодежным проблемам, обзоры и рефераты. При этом большинство респондентов предпочитают получать информацию в печатном виде [9].
В некоторых регионах страны таких как Татарстан, Тамбовская область и др. современная информационная инфраструктура недостаточно ориентирована на удовлетворение всего спектра информационных потребностей молодежи. Во многих регионах отсутствует развитая информационная система, способная оптимально удовлетворять потребности молодых людей [10].
Большинство библиотек по-прежнему ориентируется на предоставление преимущественно документных услуг, вопреки изменению спроса. То есть информационно-библиотечные учреждения отстают от общей тенденции перехода от стратегии обладания информационными ресурсами к стратегии организации доступа к информационным ресурсам, усилению информационно-аналитических функций, общедоступности сторонних и созданию собственных информационных ресурсов, предоставлению доступа к национальным и мировым информационным сетям.
Однако социальные службы, в том числе информационные молодежные, вообще не рассматриваются в качестве источника получения информации. Лидирующее место среди источников получения информации занимают неформальные каналы - общение с друзьями, членами семьи, пользование интернетом [23].
Важный фактор дальнейшего развития - маркетинговые исследования, изучающие информационные потребности пользователей, рынок информационных услуг в зоне действия информационно-библиотечных учреждений. Вариантом таких исследований являются целевые программы. В частности, для библиотек это может быть программа, направленная на максимально полное удовлетворение образовательных, культурных, информационно-досуговых потребностей пользователей, как реальных, так и потенциальных. Оптимальный вариант - разработка и реализация подобной программы совместными усилиями библиотек, органов информации для молодежи, учебных заведений и других заинтересованных организаций [8].
Перспективными представляются исследования спроса на информационные продукты и услуги для молодежи и информационных потребностей руководителей общественных объединений и организаций, которые явятся продолжением проведенных изучений информационных потребностей студентов.
Что же такое информационные потребности? Какое место они занимают в структуре потребностей вообще?
Информационная потребность – это характеристики предметной области, значение которых необходимо установить для выполнения поставленной задачи в практической области [2].
Процесс удовлетворения информационной потребности существенно отличается от удовлетворения других видов потребностей человека. В процессе их удовлетворения объект потребления, т.е. информация не только не уничтожается, а, наоборот, на ее основе формируются новые информационные массивы, предназначенные для потребления другими индивидами. В этом принципиальное отличие информации как ресурса от других, созданных природой и человеком невосполняемых ресурсов [18].
Информационные потребности обладают еще одной существенной особенностью по сравнению с остальными, информационная потребность сопровождает реализацию любой другой потребности, поскольку достижение любой цели связано с потреблением информации. Информационные ресурсы участвуют в удовлетворении материальных, духовных и трудовых потребностей, в которые информация входит как один из непременных компонентов.
Статьи по теме
Происхождение балета как придворного зрелища
В конце эпохи Средневековья итальянские князья уделяли большое внимание пышным дворцовым празднествам. Важное место в них занимал танец, что породило потребность в профессиональных танцмейстерах.
Мастерство ранних итальянских учителей та ...
Архитектура Древнего Царства III-IV
династии
Объединение Египта, начатое фараонами I династии, было окончательно завершено при фараонах III династии. Фараоны располагали огромными земельными богатствами. Именно в это время большое распространение получило рабовладение, причем в рабс ...
Художники-импрессионисты
Центральными фигурами импрессионизма были Сезанн, Дега, Мане, Моне, Писсарро, Ренуар и Сислей, и вклад каждого из них в его развитие уникален. Остановимся подробнее на творчестве некоторых из них.
...