Художественный метод представляет собой те выразительные средства, с помощью которых автор создает свои произведения. Как художник выражает себя в творчестве, какую цель перед собой ставит, насколько изменяет он пропорции известных средств художественного выражения. Художественный метод задает тематику и стилистику произведений, создаваемых в его рамках любым видом искусства. В соответствии с тем, каково отношение художественного произведения к реальной действительности, различаются несколько весьма распространенных в истории искусства методов творчества.
Классицизм (от лат. classicus - образцовый) - эстетическое направление, процветавшее в европейском искусстве XVII – начале XIX вв., и обращенное к приукрашенным образцам культуры древней Греции и Рима как идеальному эталону. Представители классицизма в живописи, театре, поэзии ставили разум выше чувства, гармонию предпочитали хаосу, старину - новизне, общественное - личному. В духе классицизма написаны оды М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина, полотна К. Брюллова, комедия Д.И. Фонвизина. Возродить классицизм в искусстве стремились тоталитарные режимы XX вв. - поздний царизм в России, нацизм в гитлеровской Германии, сталинизм в СССР, чтобы за пышным, величественным фасадом своей архитектуры, скульптуры, живописи спрятать горы трупов убитых ими граждан своих и чужих стран, восславить своих фюреров, дуче и генеральный секретарей.
Романтизм (фр. romantism) выразил в литературе и искусстве разочарование классицизмом; выдвигал на первый план отдельную личность, бунтующую против общества, жертву общественных условностей; пристально рассматривал индивидуальность и ее идеальные устремления; ставит героев в исключительные, контрастные ситуации, вплоть до изгнания из общества, бегство на лоно природы; отличается красочностью описаний, экзотичностью фона, напряженным сюжетом, бурными проявлениями чувств. В целом, подчинял реальность мечте, идеализировал действительность. В России этот стиль отразился в стихах раннего А.С. Пушкина, поэмах М.Ю. Лермонтова, стихах декабристов, балладах В.А. Жуковского, лирике Ф.И. Тютчева. Романтизм бардовской песни в СССР 1950–60-х гг. (М. Анчаров, Ю. Визбор, А. Галич, В. Высоцкий, Б. Окуджава, Ю. Ким и некоторые другие) выражал пассивный протест против несвободы при советской власти, мечту о свободе, которая всегда актуальна.
Символизм (от греч. symbolon - знак, символ) - литературно-художественное направление конца XIX – начала XX вв., целью которого было углубить понимание искусством действительности до ее идеальных сущностей, высшего предназначения человека, трагической судьбы людей. Через отдельные образы поэзии, театра, живописи символисты стремились выразить Истину, Красоту, Любовь как всемирные, космические начала. Они пророчили грядущую катастрофу и обновление, ждущие человечество. Акцент у них на интуиции художника и читателя, зрителя. Их тексты полифоничны, ритмы напевны, краски размыты. В России символизм принес наибольшие плоды в поэзии А. Блока, А. Белого, В. Брюсова, К. Бальмонта, Ф. Сологуба, И. Анненского, театре Вс. Мейерхольда, постановках пьес М. Метерлинка, Г. Ибсена, Л. Андреева во МХАТе К. Станиславского и В. Немировича-Данченко.
Реализм (лат. realis - вещественный, действительный) - изображение жизни в достаточно близких ей самой формах, без фантастических преувеличений; когда типизация действительности осуществляется во вполне конкретных, индивидуальных образах и лицах. Вымысел в реалистических произведениях подчинен художественной правде. Таково, скажем, творчество классиков русской литературы - А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева, А.Н. Островского, Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова, А.И. Гончарова, А.П. Чехова и др. “Социалистический реализм” советских писателей-лауреатов М. Шолохова, А. Фадеева, К. Симонова, Ю. Бондарева и прочих потерпел художественных крах: их произведения не смогли пережить своего времени, потому что скрывали правду о нем, отличались лобовой ата-кой на читателя, зрителя, которая противопоказана подлинному искусству.
Модернизм (франц. moderne - новейший, современный) - в литературе и искусстве начала XX в. совершил восстание против принципов реализма. Не внешний мир, реальный ход событий, а поток сознания героя, его сумбурный, хаотичный внутренний мир в центре внимания таких авторов, как М. Пруст, Ф. Кафка, Д. Джойс, Т. Манн, А. Камю, Г. Гессе и др. Модернисты отрицают достижимость нормы и заняты вечной патологией жизни. Их интересуют пограничные между жизнью и смертью состояния героев. Те погружены в абсурд жизненных обстоятельств, обречены потерпеть поражение в борьбе с обществом. Текст произведения сводится к внутреннему монологу героя. Время художественного произведения течет в обратном порядке - сиюминутные впечатления героев перемежаются воспоминаниями. В целом искусство модернизма предвосхитило и отразило небывалый трагизм XX в. с его мировыми войнами, геноцидом, тоталитарными режимами власти, приближением экологической катастрофы. Так лучшие произведения модернизма становятся со временем классически реалистичными.
Статьи по теме
Камчатская область
В территорию области входит материковая северная часть, непосредственно полуостров, а также Карагинский и Командорские острова.
Камчатская область – это главный регион вулканизма на территории России, горная страна необычайной и специфич ...
Развитие конструирования и моделирования костюма
Рост материальной культуры, развитие науки и техники, новые общественные потребности и эстетические идеалы в значительной степени определили развитие моделирования и конструирования одежды, которая должна была воплотить и выявить эти идеа ...
Феофан Грек и другие византийские и балканские художники в москве
Таким образом, когда в 90-х годах XIV в. в Москве появился Феофан Грек, здесь уже сложились новые животворные традиции, что и позволило ведущим столичным мастерам избежать эпигонского подражания великому византийцу.
Приезд в Москву Феофа ...