В 1443-1450 годах Донателло живет в Падуе, где работает над созданием алтаря для собора Сант-Антонио. В 17 веке алтарь был разобран, и попытка реконструировать его не увенчалась успехом. Предполагают, что это была сложная многофигурная композиция. Постамент алтаря украшали четыре рельефа со сценами чудес, совершенных св. Антонием. «Исцеление гневного сына» - история о мальчике, который, рассердившись, ударил мать ногой и, чтобы искупить свою вину, решил себя наказать. Эта тема позволила создать грандиозную композицию. Донателло использует в этом произведении высокий и низкий рельеф, прихотливую линию для очертания предметов, математическую перспективу: живописные тени перебегают в разных частях композиции.
В 1453 году перед собором Сант-Антонио был установлен конный монумент в честь кондотьера Эразмо ди Нарни, прозванного Гаттамелато (пятнистая кошка). Он был сыном булочника и одним из прославленных полководцев этого времени. Находясь на службе у Венецианской республики, Гаттамелато не потерпел ни одного поражения. Задача автора – прославить непобедимого героя, который не знает «какого цвета страх». Гаттамелато после выигранной битвы совершает торжественный смотр войскам. Могучий конь покорен воле всадника, весь облик которого говорить о привычке к победам и торжествам. За внешним спокойствием угадывается колоссальная активность. Это типичный представитель эпохи Возрождения, когда общественное положение человека определяли «его способности и плюс немного везения».
Вернувшись во Флоренцию, Донателло нашел город сильно изменившимся. Медичи правили практически единолично, при дворе утверждались аристократические идеалы. Не стало друзей художника: умерли Брунеллески и Кастаньо, затворником живет Учелло. Теперь произведения Донателло далеки от его прежних жизнеутверждающих образов.
Например, Мария Магдалина – изможденная постами и молитвами старуха, в страшных лохмотьях, безобразные морщины избороздили лицо, не сохранившее следов былой красоты. Ее покорная поза – символ внутренней сломленности. Статуя вырезана из дерева, мастер отполировывает обнаженные плечи и руки, оставляет шероховатыми одежду и спутанные волосы. Этот контраст придает образу еще более трагическое звучание.
Совсем другой пафос – героический – отличает его скульптурную группу «Юдифь и Олоферн». Грозная воительница в роскошном платье, строгие складки которого придают торжественное величие ее фигуре, подняла меч над головой, у ног безвольного Олоферна, еще секунда – и меч нанесет последний удар. Подобная композиция трудна для исполнения. Было много сложностей с отливкой в бронзе, в которой мастер принимал участие. Вазари пишет: «Вещь эта исполнена с великим совершенством… художник настолько был удовлетворен этим произведением, что захотел подписаться своим именем».
Последние годы жизни Донателло был беден и одинок, почти забыт согражданами. Когда-то у него было много денег, которыми он рад был поделиться. В его мастерской была корзиночка, в которой он держал деньги, каждый мог брать, сколько надо и не возвращать.
Но в 1495 году Медичи были изгнаны из Флоренции, и тогда вспомнили великого скульптора. Его «Юдифь» из дворца Медичи перенесли на площадь и поставили перед палаццо Веккио, где была городская ратуша.
Ни один художник в эпоху кватроченто так полно не выразил демократические идеалы своего времени, как Донателло.
Статьи по теме
Основные этапы развития древневосточных цивилизаций
Первый этап развития государств Древнего Востока связан с формированием первых очагов цивилизаций - номовых государств в Египте и городов-государств в Двуречье - и охватывает конец V-IV тысячелетие до н.э.
Второй этап - эпоха централизов ...
Развитие иконописи в Ирбите
По сравнению с маленьким Туринском (в 1897 г. проживало всего 2900 чел.) Ирбит мог показаться огромным (ок. 20000 чел.). однако больших иконописных цехов и мастерских здесь не было. Главной для жителей города была ежегодная, начиная с сер ...
Биография
Нестеров Михаил Васильевич родился в Уфе 19 (31 – по юлианскому календарю) мая 1862 года. Здесь прошли его детские годы, были сделаны первые шаги в искусстве.
Детство художника прошло в одном из старейших городов Урала - Уфе, в религиозн ...