Переходя к рассмотрению скульптур Раннего царства, следует отметить, что почти все они найдены не в гробницах, а в храмах, в особых тайниках, куда жрецы периодически убирали памятники, которые были уже достаточно давно посвящены в храм. Возможно, что в тайники прятали и такие предметы, которые по своему ритуальному назначению не могли быть доступны для обозрения. Естественно поэтому, что в одном помещении оказывались вещи, созданные в разное время, на протяжении нескольких веков.
Статуи царей были явно связаны с праздником хебсед, так как фараоны изображены в характерном одеянии, которое они носили во время этого праздника. Скульптуры пленных иноземцев. либо заменяли живых пленных, либо ставились в храм в память ритуалов. Некоторые же фигурки пленных являлись подставками, частями посохов или мебели; даже камни, служившие опорой для двери храма или молельни, оформлялись иногда в виде фигуры связанного в мучительной позе пленного врага.
Многие статуэтки дарились храму с целью обеспечить изображенному человеку постоянное покровительство божества. К таким памятникам относятся найденные в тайниках скульптуры знатных лиц. Статуэтки детей и женщин с детьми на руках посвящали с молениями о даровании потомства.
В тайниках храмов были найдены и скульптуры животных — львов, гиппопотамов, крокодилов, антилоп, обезьян, собак и других, а также птиц.
Статуи царей и вельмож также имели определенное культовое назначение и, следовательно, должны были отвечать ряду соответствующих требований. Так, в создании типа сидящей статуи большую роль сыграли статуи царей, предназначавшиеся для праздника хеб-сед. Не случайно все дошедшие до нас царские статуи и статуэтки Раннего царства были, несомненно, связаны с этим праздником. Поскольку в далекой древности под шатром действительно сажали укутанный в особый саван труп убитого предводителя племени, естественно, что впоследствии, при смягчении обряда, статуя, заменявшая труп, должна была изображать именно сидящего царя.
В противоположность статуям богов, царей и вельмож, статуэтки пленных и слуг отличаются разнообразием положений, а часто и лучшей трактовкой.
Это вполне понятно, так как здесь скульптор не был связан требованиями канона и неред ним стояли совсем иные задачи. Уже самая необходимость изобразить человека связанным или несущим какой-нибудь предмет заставляла мастеров искать новые положения для фигур, а требование отразить этнические особенности привлекало внимание к их отбору и тщательной передаче. То же самое следует сказать и о статуэтках детей, где вставала задача показа характерных черт детского тела.
Важнейшими явлениями в развитии изобразительного искусства было сложение ряда канонов как в скульптуре, так и в рельефе, создание монументальных каменных статуй и овладение пропорциями в передаче фигу
Статьи по теме
Иконография Екатерины II в миниатюрных портретах
В XVIII веке в русском изобразительном искусстве возникает такая особая разновидность портрета, как миниатюра. Миниатюры это небольшие произведения, выполненные на эмали, фарфоре, картоне, пергаменте, бумаге, на тонких костяных пластинках ...
Религия майя
Судя по текстам рукописей, жрецы майя разработали сложное мистическое учение о богах, главным образом в связи с календарем, летосчислением и астрологией. Согласно их учению, у них было 13 богов, которые правили людьми на земле, и 9 богов ...
Традиции и новаторство изображений воинов погребального
комплекса
Во время работы, поисков материалов по истории раскопок, археологии, литературе, о способах изготовления терракотовых воинов императора Цинь Шихуана, мне не удалось найти опору для анализа скульптуры, её форм, пластики, т.е. скульптурного ...