Скульптура Древнего Царства

Материалы » Искусство древнего Египта » Скульптура Древнего Царства

От времени Древнего царства сохранилось очень много разнообразных статуй. Некоторые из них были найдены при раскопках храмов. Однако подавляющее число скульптур происходит из заупокойных сооружений — цар­ских пирамидных храмов и гробниц знати. Все эти статуи также предназначались для культовых целей, не всегда еще нам известных с достаточной определенностью.

Наряду со статуями царей, богов и вельмож, от време­ни Древнего царства, как и от предыдущего периода, до­шли статуи и статуэтки связанных пленных иноземцев, применявшиеся во время отдельных обрядов, статуэтки детей и женщин . слуг и рабов, помещавшиеся в гробницы вельмож для обслуживания их в загробном мире.

Таким образом, скульптура Древнего царства в основном сохраняет то же назначение, которое она имела в предше­ствующий период, однако в пределах почти каждого круга скульптур наблюдается определенное развитие. Значительно расширяется иконография культовых статуй: появляются канонические фигуры царя, стоящего с выдвинутой вперед левой ногой, в коротком набедренном опоясании, в короне Южного или Северного Египта; сидящего в таком же одея­нии, с царским платком на голове; коленопреклоненного, с двумя сосудами в руках; статуи фараона в образе сфинкса; групповые скульптуры — царь с богами, царь с царицей.

Статуи вельмож следуют основным типам царских ста­туй: наряду с существовавшими ранее сидящими фигура­ми, появляются и стоящие скульптурные группы супру­жеских пар.

Прекрасное владение обработкой камня позволило шире использовать камень и для скульптур. До нас дошли ста­туи из красного и черного гранита, диорита, алебастра, шифера, известняка, песчаника.

Наряду с каменными скульптурами имелись деревян­ные, что, по-видимому, было связано с их использовани­ем при некоторых обрядах.

Естественно, что для этого нужны были лег­кие деревянные скульптуры. Думается, что именно этим и объясняется наличие деревянных скульптур в гробни­цах некоторых лиц, принадлежавших к высшей знати и имевших все возможности поставить в свою гробницу ка­менную статую. Не случайно, что все деревянные статуи были приблизительно одного размера, очень удобного для совершения указанного обряда, — около одного метра в высоту.

Статуи изготовлялись также из металла. Нам известны только две скульптуры из меди. Вероятно, такие ста­туи высоко ценились из-за технических трудностей изго­товления и были достаточно редки. Следует учитывать, конечно, и тот факт, что медь сохраняется гораздо хуже других материалов.

Для мелкой пластики широко использовали кость, фа­янс, реже — дерево и камень.

При всем возросшем, по сравнению с предшествую­щим периодом, разнообразии поз скульптур царей и зна­ти Древнего царства они все же достаточно ограничены, причем для всех положений равно характерны неподвиж­ность и покой, что достигалось строгим соблюдением фрон­тальности и симметричности в построении фигуры. У всех статуй одинаково прямо поставлены головы, в руках по­чти одни и те же атрибуты. Тела мужских фигур были окрашены в красновато-кирпичный цвет, женских — в желтый, волосы у всех были черные, одежды — белые. Статуи кажутся неразрывно связанными со стеной мо­лельни, причем за спиной многих из них сохраняется в виде фона часть того блока, из которого они были высече­ны.

Единство изобразительных средств культовой скульп­туры Древнего царства было вызвано как ее назначением, так и условиями ее развития. Приподнятость образа под­черкивала высокое социальное положение изображенного человека. В то же время культовый характер статуй де­лал чрезвычайно трудными попытки изменить принятую расцветку или позы, причем последние к тому же были ограничены подчас и структурой помещения. Все это в ито­ге длительного воспроизведения одних и тех же образцов привело к сложению ряда обязательных для скульптуры канонов.

Однако эти каноны касались в основном только трак­товки туловища статуй, при передаче же лица перед масте­ром вставало иное требование, также вытекавшее из назна­чения памятника. Статуе необходимо было придать сход­ство с умершим человеком, поскольку считалось, что она должна была служить вместилищем духа и заменять тело. Отсюда уже в Древнем царстве возникает одно из важней­ших достижений древнеегипетского искусства — скульп­турный портрет.

Появление портрета, расширение иконографии, возрос­шее разнообразие используемых материалов, общий рост ма­стерства резко отличают скульптуры Древнего царства от произведений предыдущего периода.

Статьи по теме

Биография
Нестеров Михаил Васильевич родился в Уфе 19 (31 – по юлианскому календарю) мая 1862 года. Здесь прошли его детские годы, были сделаны первые шаги в искусстве. Детство художника прошло в одном из старейших городов Урала - Уфе, в религиозн ...

Построение систематического каталога
Формирование делений каталога непосредственно связано с процессом систематизации документов. библиографические записи на документы в СК группируют в соответствии с принятыми в ББК решениями данной библиотеки, которые отражаются в картотек ...

Романтический балет
К моменту установления мира в Европе (1815) выросло новое поколение, мало интересовавшееся прошлым. То, что было присуще предшествующей эпохе, забывалось, родилась новая эстетика романтизма, которая распространилась на все искусства. Ром ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация