К концу XV в. до н. э, значительно обострилась обстановка внутри страны. Уже в течение ряда лет назревал конфликт между высшей знатью и жречеством, с одной стороны, и царской властью, опиравшейся на средние слои населения, — с другой. Борьба за ведущую роль в стране к началу XIV в. до н. э. при фараоне Аменхотепе IV вылилась в открытый конфликт.
Разрыв происходил под видом религиозных несогласий: Аменхотеп IV, желая подорвать значение жречества, объявил всех богов ложными и провозгласил единым истинным богом Атона — солнечный диск.
Недостаток сведений не позволяет проследить все происходящее в то время в Египте, однако взятый царем Аменхотепе IV поворот, глубокий и крутой, очевидно касался многих вопросов. Ломались самые разные традиции. Так, для официальных документов был принят разговорный язык взамен еще сохранившегося древнего, фактически давно уже ставшего только книжным. Резко изменился и путь развития искусства.
Естественно, что здания для культа нового бога были иными: поклонение самому светилу не могло происходить в глубине храмов. Святилища Атона — это большие открытые дворы с множеством мелких жертвенников и одним большим, на котором жертвы приносит сам царь,.сын бога, которому было открыто истинное познание божества. Двор разделяли небольшие пилоны, около которых иногда пристраивались павильоны со статуями фараона. Стены были покрыты цветными рельефами, кое-где инкрустированными вставками из фаянсов и различных камней и позолоченными. И статуи, и рельефы поражали совершенно новым подходом к передаче человеческих образов.
Этим новым стилем были отмечены статуи и рельефы еще в фиванском храме Атона, который царь успел выстроить в самом начале своего правления. Полным отказом от веками принятых форм проникнуты эти памятники. Царь показан без прикрас, со всеми индивидуальными особенностями этого болезненного человека: длинным лицом, тощей шеей, торчащими ключицами, одутловатым животом, пухлыми бедрами, тонкими щиколотками слабых ног. Лицо повторяет одни и те же черты — узкие полузакрытые глаза, длинный нос, большой рот с отвислыми губами, верхняя из которых выступает над нижней, выдающийся вперед подбородок. Но, несмотря на несомненную Хилость царя, его статуи в целом не производят этого впечатления: от них веет неудержимым фанатизмом глубокого убеждения в правоте избранного пути. Те же черты облика фараона повторены на рельефах, где еще отчетливее подчеркнуты сухожилия шеи, ее странный изгиб, необычный профиль лица и всей фигуры, слабость ног.
Новый стиль был введен сразу и имел явно полемический характер. Царь не желал быть похожим на изображения прежних богов, которые всегда выполнялись по всей строгости древних канонов, как и фигуры царей. Этот стиль был одним из решительных мероприятий в той яростной борьбе со жречеством, которая предельно обострилась в самом же начале царствования нового фараона. Вспомним, что все шло почти одновременно — перенос столицы, запрещение старых культов, наконец, принятие новых имен царем и царицей. Фараон стал называться Эхнатон (Благой для Атона), его жена Нефертити — Нефер-нефру-Атон (Прекрасен красотою Атон).
Для храмов, дворцов, жилищ знати требовалось множество скульптур, рельефов, росписей, следовательно, в город было доставлено достаточное количество скульпторов и художников. Раскопками было обнаружено несколько скульптурных мастерских, где сохранились поистине замечательные памятники.
Лучше из них — это портреты Эхнатона и Нефертити. Для них характерно отсутствие той утрировки индивидуальных черт, которой были отмечены статуи и рельефы храма Атона в Фивах. Достаточно сравнить колоссальные скульптуры фараона из этого храма с двумя его же портретами, найденными в мастерской начальника скульпторов Тутмеса в Ахетатоне, чтобы в этом убедиться. Это уже иной этап развития искусства. И портреты Эхнатона, и портреты Нефертити показывают особое, необычное решение.
Статьи по теме
Творчество Андрея Рублева
Говоря о русской иконе, невозможно не упомянуть имени Андрея Рублева. Его имя было сохранено народной памятью. С ним часто связывали разновременные произведения, когда хотели подчеркнуть их незаурядное историческое или художественное знач ...
Театр, Музыка, Балет, Кино
Серебряный век – это не только взлет поэзии, это и эпоха художественных открытий в театральном искусстве. В конце XIX в. сценическое искусство пережило кризис, проявившийся в том, что репертуар театров в большинстве своем носил развлекате ...
Философия Эпикура
Обращена к человеку была и философия Эпикура (341–270). В 307 году в Афинах он основал школу в одной из рощ, назвав ее «Садом». На воротах красовалась надпись: «Странник, здесь тебе будет хорошо, здесь высшее благо – наслаждение». Снова, ...