Итальянское искусство эпохи Возрождения

Материалы » Искусство Древнего Рима, Византии, Италии » Итальянское искусство эпохи Возрождения

Страница 2

В живописи этого времени выделяется творчество Доменико Гирландайо (1449—1494). Традиционность его искусства выявляется в росписи церкви Оньиссанти «Тайная вечеря». Главное произведение Гирландайо — фрески церкви Санта Мария Новелла на сюжеты из жизни

Черты утонченности и аристократической изысканности находят наиболее яркое воплощение в творчестве Сандро Боттичелли (1445—1510), одного из са­мых эмоциональных мастеров Возрождения. Его наиболее прославленные зрелые картины — «Весна», «Рождение Венеры».

Одним из характерных вырази­телей флорентийской культуры последней трети 15 в. был скульптор и живописец Андреа Верроккьо (1435—1488). Его бронзовая статуя «Давид» олицетворяет изящество и утонченную грацию хрупкого юноши, облаченного в нарядные воинские доспехи.

Главным представителем ренессансной живописи Се­верной Италии был Андреа Мантенья. Он был не только живописцем и рисовальщиком, но ученым, тео­ретиком, археологом, одним из лучших знатоков античности.

В росписях Мантенья дал новые иллюзорные приемы построения пространства, неожиданные ракурсы и аспекты изображения. Монументальные фрески Мантеньи украшают капеллу Оветари при церкви Эремитани в Падуе (1449—1455) в «Шествии св. Иакова па казнь».

Талантливым художником был Джованни Беллини (1430—1516). Его алтарный образ «Мадонна со святыми» привлекает уравновешенной компози­цией, колористическим богатством, величественностью и ясной просвет­ленностью характеров героев, погруженных в задумчивость.

Искусство Высокого Возрождения приходится на первые три десяти­летия 16 в. Это был век глубокого драматизма и контрастов не только в области религии, политики, философии и науки, но и в сфере искусства. На основе пересмотра всех ценностей в это время возникают идеи, на которых воздвигается здание культуры современной Европы.

Именно в это время раскрываются силы народа, вступаю­щего в борьбу за республиканскую форму правления, растет его национальное самосознание. Об этом свидетельст­вуют архитектурные постройки старого Ватикана и виллы Бельведер, сведенные в единый мону­ментальный комплекс по проекту Браманте.

Главное создание Браманте — проект собора св. Петра в Риме (1506), воплотивший замысел идеального центральнокупольного здания с сим­метричной композицией. И хотя заложенный по этому проекту собор в дальнейшем был перестроен другими строителями, его идеи нашли рас­пространение в сооружениях многих итальянских зодчих.

К середине 16 в. Высокое Возрождение сменяется в ряде областей этапом позднего Возрождения. К этому времени относится создание таких теоретических трудов, как «Правила пяти архитектурных ордеров» Джакомо Виньолы н «Четыре книги по архитектуре» Андреа Палладио. В это время рождаются черты академизма и канонизации основ рим­ской античной архитектуры, проявляются тенденции к декоративности и живописности, к пространственности решений, предвосхищающих архитектуру барокко.

Новые черты находят выражение в творчестве Андреа Палладио (1508—1580), теоретика, исследователя и крупнейшего практи­ка-строителя второй поливины 16 в. Наиболее значителен вклад Палладио в развитие архитектуры, двор­цов и вилл.

Однако подлинным основоположником стиля Высокого Возрождения был Леонардо да Винчи (1452—1519), ге­ний, чье творчество знаменовало грандиозный качественный сдвиг в ис­кусстве. Леонардо воплощал собой новый тип ху­дожника — ученого, мыслителя, поражающего широтой своих взглядов, многогранностью таланта.

К числу ранних произведений Леонардо относится и хранящаяся в Эрмитаже «Мадонна с цветком». Произведения зрелого стиля — «Мадонна в гроте» и «Тайная вечеря» и многие другие шедевры.

Представление о самых светлых и возвышенных идеалах гуманизма Возрождения с наибольшей полнотой воплотил в своем твор­честве Рафаэль Санти (1483—1520). Мастер синте­зировал достижения предшественников и создал свой идеал прекрасного, гармонически развитого человека в окружении величавой архитектуры или пейзажа.

Нежный лиризм и тонкая одухотворенность отличают его ранние произведения — «Мадонну Конестабиле», «Обручение Марии». Про­стор в построении пейзажа, гармония форм архитектуры, уравновешенность и цельность всех частей композиции свидетельствуют о сложении Рафаэля как мастера Высокого Возрождения. Тема материнской любви получает более зрелое выражение в таких произведениях, как «Мадонна в зелени», «Ма­донна со щегленком», «Прекрасная садовница».

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме

Рафаэль Санти
Идеи монументального искусства Возрождения, в которых слились традиции античности и дух христианства, нашли наиболее яркое выражение в творчестве Рафаэля (1483-1520). В его искусстве обрели решение две основные задачи: пластическое соверш ...

Обряды, связанные с рождением ребенка
Рождение ребенка ногайцы воспринимали как радостное, торжественное событие. Однако в условиях отсталого кочевого быта далеко не всем удавалось спасать своих детей от смертоносных эпидемий, опасных заболеваний (оспы и тифа). Причиной тому ...

Искусство Неолита
Изобретение в эпоху неолита керамики пробудило в людях того времени стремление делать вещи повседневного быта красивыми. Украшая замысловатыми узорами изготовленные им сосуды, человек с годами все более совершенствовал искусство орнамента ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация