Например, если для героя Гомера бросить на поле боя щит означало навлечь на себя неслыханный позор, то Архилох, не раз видевший, как воины бросают щиты, в своей поэзии выступает за сохранение жизни ценой щита и чести. Индивидуалистические мотивы также характерны для лирики Мимнерма из Колофона (VII в. до н.э.), для лириков VI в. до н.э. — Анакреонта {1-я пол.У1 вв. до н.э.), Сапфо (ок. 610 — ок. 580 до н.э.), Алкея (кон. VII — 1-я пол.У1 вв. до н.э.)
Была развита в Греции и хоровая лирика, объединявшая поэзию, музыку и танец. Из музыкальных инструментов использовались лира и ее более совершенный вариант — кифара. Существовал и духовой инструмент авлос, иногда ошибочно называемый флейтой. Ни полифонии, ни гармонии в нашем понимании греки, по-видимому, не знали. Музыкальные инструменты обычно использовались для сопровождения пения. Выдающимися хоровыми лириками были Алкман (VII в.), Стесихор из Гимеры (рубеж VII— VI вв.), Симонид с Кеоса (557/6—468), Пиндар из Фив (ок. 518—442 или 438 до н.э.).
В классический период наметился конфликт с официальными олимпийскими богами со стороны культа Диониса, бога виноделия, олицетворявшего производящие силы природы. Отправление этого культа было оргиастичным (от греч. оргия — обряд, ритуал, священнодействие) и поражало воображение древнего грека.
Культ Диониса стал истоком трагедии. Запевала дифирамба (букв. «песнь топора» — обрядовая хоровая песня, сопровождавшая принесение жертвы) постепенно становился актером, а хор — основой греческой трагедии.
Другая форма культа Диониса была представлена мистериями, в которых принимали участие только посвященные. Наиболее древними были Элевсинские мистерии, возникшие на основе культа богини земледелия и плодородия Деметры. Человек, посвящаемый в Элевсинские таинства, как бы переживал участь похищенной Аидом дочери Деметры Коры. Он приобщался к страданиям Коры, а на этапе, соответствующем возвращению богини, тоже «воскресал» И прикасался к вечной «блаженной» жизни. Главным в мистериях было непосредственное переживание «потустороннего» божественного опыта, что давало надежду на его повторение в посмертном существовании души. Представления о «божественном» происхождении души, ее «падении» и возвращении в прежнее «небесное» состояние стало основой достаточно стройного учения ор-фиков, которое возникло в VI в. до н.э.
Первым афинским трагиком считается Феспид, который на Великих Дионисиях (534 до н.э.) поставил свою трагедию, использовав наряду с хором актера-декламатора.
Сюжеты для трагедий черпались из греческой истории и мифологии, которые преломлялись и истолковывались в духе Диониса — бога героев. Решающим в рождении трагедии стало учреждение афинским тираном Писистратом общегосударственного праздника Великих Дионисий, благодаря чему народный культ Диониса стал опираться на поддержку властей.
Первым ставшим известным трагиком мировой литературы и старшим из классических греческих трагиков был Эсхил (ок. 525— 456 до н.э.), воспевший победы греков при Марафоне, Саламине и Платеях. Он создал 70 трагедий, в которых монументальность сочеталась с патетикой. Наиболее известны трагедии Эсхила «Персы», «Семеро против Фив», «Орестея», «Скованный Прометей».
Другой великий греческий трагик Софокл (ок.496 -406 до н.э.) создал 120 трагедий, среди которых «Аякс», «Антигона», «Эдип-царь», «Эдипв Колоне».
Младшим из классических трагиков был Еврипид (ок. 480—406 до н.э.). Среди его трагедий «Алкестида», «Медея», «Ипполит», «Гекуба» и др.
Эсхил мыслил еще всецело в религиозных понятиях. Границы правды справедливости, блага очерчены в его трагедиях богами, вознаграждающими за добро и карающими за зло. Неотвратимый закон справедливого возмездия проявляется в судьбах почти всех героев Эсхила.
Если у Эсхила воля богов справедлива, то у Софокла она прежде всего всесильна, и ее этический смысл сокрыт от смертных. Конфликт трагедий Софокла — в драматическом противоборстве человека и неотвратимого рока, судьбы. Пытаясь предотвратить исполнетвратить исполне прорицаний, человек сам обрекает себя на неизбежное возмездие. Известнейшая разработка этой темы — трагедия «Эдип-царь».
Еврипид же в своем творчестве доходил уже до прямого богоборчества. Боги в его изображении жестоки и пристрастны, однако даже не боги, а безудержные порывы человеческой души определяют людские судьбы, повергая их из одного страдания в другое.
Цель трагедии состояла в достижении катарсиса души — очищения от страстей через возбуждение сострадания к героям. Обычно давали три трагедии подряд, затем шла «Сатарова драма» — еще один инсценированный эпизод из мифологии, но уже в облегченном, забавном освещении, что позволяло зрителям снять напряжение от трагедий. Трагические сюжеты в основном брались из мифологии, хотя были и исключения — «Персы» Эсхила, «Завоевание Милета» Фриниха.
Статьи по теме
Из истории возникновения
Новодевичьего монастыря
Новодевичий женский монастырь был основан в XVI веке на Девичьем поле (иначе именовавшемся Самсоновым лугом). В 1523 году было выдано из великокняжеской казны 230 кг серебра на устройство нового монастыря, построить который еще за 9 лет д ...
Духовная культура
Слово cultura ведет свое происхождение от латинского глагола colo, который означает "обрабатывать", "возделывать почву". Первоначально слово культура обозначало процесс очеловечивания природы как среды обитания. Однако ...
Литература и музыка в Таиланде
Не меньший интерес представляет собой классическая тайская литература, в которой, как и в архитектурном наследии, выделяется религиозная тема. Множество произведений, заимствованных главным образом из Индии и других восточных стран, были ...