Ранняя греческая скульптура заметно отличается от скульптуры более поздних периодов. Первоначально греки окрашивали статуи в светлые и радостные цвета: волосы были золотистыми, щеки розовыми, а глаза синими. Храмы облицовывались цветной терракотой. Позднее они перестали использовать цвет и от внешнего украшения фигур перешли к созданию строгих статуй из мрамора акцентируя внимание на целостности образа. Впервые в истории мирового искусства грекам удалось найти простую, но в то же время изысканную форму, которая заметно отличает их архитектурные строения и скульптурные силуэты от искусства ранних эпох (образы Коры и Куроса). Таким образом, искусство архаики отличается строгой архитектурностью своих форм, оно соразмерно уравновешенно.
В эпоху греческой классики искусство развивает и усовершенствует рациональную конструктивность формы и чувственную непосредственность содержания, доводя их единство до подлинной гармонии. По-видимому, понимание гармонии и порядка было присуще жизненному мироощущению греков, живших в античном демократическом полисе в классический период своей истории, что и проявилось со всей очевидностью в архитектуре, пластике и живописи. Общественный строй Афин в V в. до н.э. достигает своей высшей точки в экономическом, политическом и духовном развитии. Все мужское население Афин, за исключением рабов, представляло собой коллектив граждан, пользующихся одинаковыми правами. Все они могли быть избраны на любую государственную должность. Наряду с рабским трудом, был распространен свободный труд ремесленников и земледельцев. Труд на благо общества высоко почитался в античной Греции. Плутарх перечислил оплачиваемые государством профессии афинских граждан - плотников, каменщиков, медников, мореходов, кожевников, дорожных рабочих, шахтеров, ткачей, а также представителей художественных профессий - скульпторов, живописцев, золотых дел мастеров и т. д. Таким образом, изобразительное искусство считалось в Греции одним из видов особо почитаемого ремесла, поэтому художники пользовались почетом и уважением в обществе. Так, знаменитого скульптора Фидия называли «прекрасным ремесленником». Физический труд не считался у греков унизительным, как позже у римлян.
Афинское общество отличалось подлинной демократией во всех сферах жизни. Греки ценили разумность, уравновешенность, меру. Общественные отношения строились на принципе согласия с природой человека, естественными человеческими желаниями. Греки равно ценили и разум, и силу страстей. Они стремились привести их в состояние гармонии и в этом видели одну из целей искусства. Были специальные здания для хранения картин (пинакотеки), но в основном произведения искусства окружали греков повсеместно. Статуи находились на площадях, рядом с храмами или внутри, возле них проходили праздники, спортивные игры, шествия. По замечанию Плутарха, «в Афинах было больше статуй, чем самих людей». И хотя греки ценили произведения живописи не меньше, чем скульптуру, однако предпочтение они отдавали именно пластическому виду искусства, который с наибольшей силой сумел выразить мироощущение античного мира («человек - мера всех вещей»).
Большинство греческих скульптурных произведений известно по римским копиям, которые дают нам лишь отдаленное представление о шедеврах, не передавая красоты оригинала. Материал, из которого создавались греческие шедевры - не белый, а желтоватый мрамор, который светился изнутри, поэтому не случайно скульптуры словно дышали и воспринимались как живые. Античные статуи были столь прекрасны, что были случаи, когда юноши влюблялись в статуи обнаженной Афродиты, Венеры и других греческих богинь. Известно, что при изготовлении статуй богов древнегреческим скульпторам позировали натурщицы и натурщики. Так, Фидию при его работе над Зевсом Олимпийским служил его помощник Калос, Пракситель ваял Афродиту со своей любовницы, а известная античная гетера служила многим живописцам натурой для Венеры. Греки идеализировали выполненные с натуры произведения искусства, поклоняясь чувственным статуям, подражающим оригиналу. Особое значение имели культовые статуи античных богов, которые помещались в храмах или перед ними, а также на площадях и улицах городов. Статуи богов считались священными, и перед ними совершались жертвоприношения. Пластическое искусство в Древней Греции более других способствовало утверждению культа античных богов, поэтому уже на заре своего становления христианство активно выступило против него,
Статьи по теме
Художники-импрессионисты
Центральными фигурами импрессионизма были Сезанн, Дега, Мане, Моне, Писсарро, Ренуар и Сислей, и вклад каждого из них в его развитие уникален. Остановимся подробнее на творчестве некоторых из них.
...
Редактирование систематического каталога
Под редактированием библиотечного каталога понимается проверка соответствия его структуры, содержания и оформления предъявляемым к ним требованиям и устранение обнаруженных в ходе проверки недостатков. Редактирование постоянный процесс, н ...
Эволюция символов и логика их взаимосвязи
Символы могут менять свои значения от поколения к поколению, от региона к региону. В разных культурах одни и те же символы могут принимать различные виды и значение. К примеру, рассмотрим эволюцию и значение в разных культурах одного из д ...