В письменных источниках были найдены свидетельства последних отголосков древнего первобытного общества, и на пороге собственно исторической эпохи развитие производительных сил уже вело к постепенному его разложению, а затем к угасанию. Общество, о котором рассказывают письменные источники, это уже классовое общество со сложившейся социальной иерархией, типичной для культуры восточного типа.
Самым древним культом был культ вечно плодоносящей и рождающей силы, которую олицетворяла богиня-матерь. К культу богини-матери присоединился культ подчиненного ей бога-мужчины, божества благородия. Корни этого культа таятся в древних шумерских обрядах. Тесная связь населения Двуречья с природой формировала, таким образом, его представления о мире богов, в которых заметно много пережитков анимизма.
Первое место в шумерском пантеоне занимала триада следующих богов: Ан - бог неба, Энлиль - бог земли, Энке - бог воды. Четвертое место занимала богиня Нинхурсаг, “мать всего живого". Существовали также боги земные, подземные и надземные. В шумерском мифе о сотворении мира бог Ан упоминается вместе со своей женой Ки (Земля). Позднее ее место заняла Инанна, любимица бога Анна. Сыном Энлиля считался бог Луны Нанна, покровитель пастухов. Со своей супругой Нингаль он родил сына - бога Солнца - Уту. В аккадском варианте эти боги имели имена: Инанна - Иштар, Нанна - Син, Уту - Шамаш.
Постепенно важное место среди богов занял бог Мардук, первенец бога Эа и богини Дамкины. Он взял на себя роль своего отца в области мудрости и заботы о людях. В вавилонском пантеоне Мардук занял первое место. Другим богом, созданным политическими условиями, был местный этнический бог Ассирии Ашшур, который в ассирийском пантеоне занял место “царя всех богов". Астральный характер шумерских и аккадских богов проявлялся довольно ярко, так как каждый из них отождествлялся с каким-либо из небесных тел.
Наряду с культом богов было распространено и почитание демонов добра и зла. Самыми страшными были представители “Злой семерки", им противопоставлялись “Семь мудрецов” - полезных и добрых демонов. Демонов изображали полулюдьми, полуживотными, добрых - в виде окрыленных пятиногих быков с человеческими головами или в виде людей с птичьей головой и крыльями.
Центром религиозной жизни был храм, который является крупнейшим зданием в каждом поселении. Ядром храма был жертвенный алтарь, святилище. Храм вместе с дворцом был единым центром политической, экономической и религиозной власти, распространявшейся на весь городской округ.
Множество источников упоминает о культуре городов, являющихся важными центрами общественной жизни Шумера. Ур, Лагаш, Урук были богатыми торговыми и культурными центрами. Население Двуречья приписывало происхождение ремесел богу вод и мудрости Эа. Его почитали как покровителя гончаров, кузнецов, строителей, кораблестроителей, ткачей, вязальщиков, сапожников, чеканщиков. Бог Эа научил людей не только основам письма, наук и искусства, но и возведению городов, храмов, обработке земли, изготовлению орудий труда и необходимого в быту инвентаря.
Статьи по теме
Понятие «Возрождения» и периодизация эпохи
Средние века, а точнее период перехода от средневековой культуры к культуре нового времени (XIV-XVII вв.), называют Эпохой Возрождения.
В это время в обществе преобладают антифеодальные настроения, гуманистические мировоззрения, обращени ...
Место религии в политике
Индия – светское государство, но религия играет чрезвычайно большую роль в ее жизни, оказывая воздействие на экономическое и политическое развитие страны.
Более твердую историческую почву буддизм получил в период царствования царя Ашоки ...
Инкунабулы и палеотипы
В международной практике книговедения принято уделять особое внимание изучению инкунабул (лат. inkunabula - колыбель, годы младенчества), то есть первых европейских книг, отпечатанных с наборных форм за время от изобретения книгопечатания ...