Изобретение письма было эпохальной вехой. В области Передней Азии всех, уже во второй половине IV тысячелетия, им начали пользоваться шумеры. Неизвестно, где возникла письменность: на исконной родине или на территории Двуречья, но первоначально она была чисто пиктографическая, а позже - в виде древнейших клинописных знаков.
В середине II тысячелетия до н.э. Вавилон был разрушен иранскими племенами касситов. В XII в. Вавилон подчиняет себе северная Ассирия, ставшая наряду с Египтом “сверхдержавой” древности. Столица Ассирии - Ниневия - была символом величия и падения, страшных злодеяний и справедливого возмездия. Этот город стал известен благодаря раскопкам: была найдена библиотека правителя Ниневии - царя Ашшурбанопала, содержащая около 30 тыс. глиняных табличек с клинописью. Эта находка оказалась своего рода ключом ко всей ассиро-вавилонской культуре. В библиотеке представлены все знания, наука того времени, собраны царские указы и законы, исторические заметки, литературные памятники. Среди них - один из величайших эпосов древнего мира - “Песнь о Гильгамеше, или Поэма об увидевшем все”.
Двуречье - родина литературных произведений, которые сегодня с полным правом относят к выдающимся памятникам мировой литературы. Характерной особенностью литературных произведений Двуречья является их анонимность. В библиотеках сохранились литературные произведения различных жанров: эпос, гимны, сказания, плачи (жалобные песнопения), дидактические и философские сочинения.
Из месопотамских мифов прежде всего заслуживает внимания миф о сотворении мира, имевший как шумерский, так и аккадский варианты. Главную роль творца в шумерском варианте играл бог Энлиль, в аккадском - бог Мардук. По этому мифу можно познакомиться с древнейшими космогоническими представлениями населения Двуречья. В мифе также объясняется причина создания человека и его назначение - “служить богам". Сочинение о сотворении мира стало прообразом библейских легенд, в том числе легенды о всемирном потопе. Литература Двуречья ярко отражает экономическую среду и общественные отношения, в которых она развивалась.
Статьи по теме
Семиотика веера в контексте русского костюма
В качестве второй практической задачи рассмотрим знаковые функции в контексте русского костюма на примере такого аксессуара , как веер.
Как уже отмечалось, культура - противоречивое и уникальное явление. Каждый ее элемент настолько непов ...
Феофан Грек и другие византийские и балканские художники в москве
Таким образом, когда в 90-х годах XIV в. в Москве появился Феофан Грек, здесь уже сложились новые животворные традиции, что и позволило ведущим столичным мастерам избежать эпигонского подражания великому византийцу.
Приезд в Москву Феофа ...
Пирамиды фараонов III династии
Пирамида Хабы
Пирамида находится в Завиет-эль-Эриане. Автором ее считается Хаба- предпоследний фараон III династии. Пирамида Хабы крупнее пирамиды Сехемхета- фараона IДинастии, и в отличие от последней, она сохранилась немного лучше. (Пр ...