В эпоху бронзы возникли новые формы выражения идей и чувств человека – монументальная пластика и культовая архитектура. Кроме этого, интенсивное развитие получило декоративно-прикладное искусство. Самостоятельными отраслями производства стали литейное, кузнечное дело, как несколько ранее гончарное, а позже – ткацкое.
Первыми металлами, которые стал использовать человек, были золото, серебро и медь. Но в чистом виде они были не пригодны для изготовления орудий труда. Вскоре научились получать бронзу (сплав меди с оловом) – и наступила эра господства металла.
Использование металла определило следующий этап в развитии человечества. Добыча и обработка металла требовали профессиональных знаний, поэтому ремесло отделилось от земледелия. Усилилась роль военных столкновений за овладение скотом, пашнями, металлом. Зародилась частная собственность, увеличилось имущественное неравенство. Завершился переход к патриархату.
Вождь стал пользоваться большой властью и особым почетом: на него смотрели как на носителя божественной силы. Когда он умирал, над его гробницей воздвигали курган. В некоторых местах, например в степном Причерноморье, над курганами устанавливали антропоморфные стелы (так называемые каменные бабы), которые служили надмогильными памятниками.
Из бронзы стали изготовлять боевые секиры и топоры, кинжалы и наконечники копий, обрядовые сосуды (ритоны) и всевозможные украшения: застежки, пояса, пряжки, браслеты, серьги, кольца, обручи, нашивные бляшки. Довольно быстро были освоены все техники обработки металла: ковка, литье, чеканка и гравировка. С помощью этих техник изделия из бронзы покрывались различными узорами и изображениями, создавались предметы мелкой пластики.
Главным изобразительным мотивом при изготовлении и украшении всевозможных бронзовых изделий оставались животные, каждое из которых, как уже говорилось, имело определенный магический, символический смысл. Фигуры зверей трактовались по-разному – в зависимости от назначения и характера изображения. В кургане близ Майкопа найдены отлитые из золота и серебра фигурки быков, которые были укреплены на стержнях, поддерживающих балдахин, и золотые бляшки в виде львов и быков, нашитые на самом балдахине. Эти изображения созданы в монументально-реалистическом стиле. Когда же фигурки животных служили украшением каких-либо предметов, изображения подчинялись формам предметов и декоративно обобщались, превращаясь в узор. Таковы гравированные рисунки на кавказских бронзовых сосудах, поясах, топорах, где в стилизованных фигурках не всегда можно распознать породу зверя. Например, сюжетная сценка на булавке в виде секиры напоминает орнаментальную вязь, но при ближайшем рассмотрении можно различить двух собак, нападающих на оленя.
Основным источником культурных и художественных ценностей той эпохи стали курганы, где сохранилось огромное количество разнообразных вещей для загробной жизни.
Кроме курганов типичными сооружениями эпохи бронзы считаются мегалитические постройки, тесно связанные с религиозно-культовыми обрядами. Выделяют три вида мегалитов: менгиры, дольмены и кромлехи.
Статьи по теме
Средневековье “от кутюр”
Доспехи средневековых рыцарей вдруг стали одной из самых горячих тем этого сезона в коллекциях модных дизайнеров. Множество разных брендов и дизайнеров - от Мэттью Уилльямсона и Кристофера Кейна до Chanel представили в своих коллекциях об ...
Вербальная, невербальная, синдикативная информации
Вербальная информация – Информация, данная в устной, словесной форме, а не в документальной, зафиксированной на каком-либо носителе. Она может быть получена из радио- и телепередач, от потребителей, поставщиков, конкурентов, на производст ...
Изобразительное искусство и архитектура
В русском изобразительном искусстве первой половины XIX века по сравнению с XVIII в. развивается новый, более демократический взгляд на ценность человеческой личности, и в частности человека из народа.
В области живописи в эти годы получ ...