В прикладном искусстве Новгорода, богатом славными традициями, и в XIV— XV вв. создавалось немало высокохудожественных и самобытных произведений. В 1336 г. по заказу архиепископа Василия Калики для Софийского собора были созданы двери, обитые пластинами с изображениями в технике золотой наводки (с XVI в.— в Александровой слободе), в 1359 г. жители Людогощей улицы «поставили» деревянный резной крест, хранившийся в церкви Флора и Лавра. Резчиком был Яков Федосов, написавший свое имя тайнописью. «Людогощенский крест» имеет сложную ветвистую форму, образованную прихотливо изогнутыми и сомкнутыми концами перекрестий, испещрен орнаментом, а в многочисленных медальонах мастер вырезал изображения святых и несколько сюжетных композиций. Судя по характеру изображений и по надписи на кресте, последний мог быть заказан стригольнической общиной умеренного направления. Но возможно, что крест заказан в связи с сильным мятежом, имевшим место в Новгороде в 1359 г. Резьба «Людо-гощенского креста» весьма архаична, но подкупает непосредственностью и экспрессией.
Статьи по теме
Искусство
Итальянцы не восприняли ломаный силуэт готического храма, так хорошо вписавшийся в природу и миросозерцание людей на севере от Альп, и создали свой собственный стиль архитектуры, основой которого стало соединение колонны с полукруглой арк ...
Немецкое Искусство XVI в
Германия в XVI в., ее культура и искусство. Реформация; влияние идей религиозного обновления на немецкую культуру первой четверти 16 века. Немецкий гуманизм. Преобразование в изобразительном искусстве. Сближение с итальянской традицией пр ...
Владимир
Древние русичи умели выбирать место для поселений. Владимир занимает высокое плато на берегу Клязьмы. Город окружен живописными пойменными лугами и синеющими до горизонта лесами.
Первые десятилетия своего существования Владимир был приго ...