Северные города Европы не имели такой самостоятельности, как итальянские, они были более зависимы от власти короля, от развитой системы феодализма. Это отразилось и на характере культуры Северной Европы в период Возрождения.
В искусстве Северного Ренессанса больше сказалось средневековое мировоззрение. В нем много религиозного чувства, оно связано с готикой и менее знакомо с античностью, с которой сблизилось только через Италию в конце XV века. Северный Ренессанс запаздывает по сравнению к итальянскому на целое столетие.
Северные города принимали участие в социально-политической борьбе, которая характерна для всей истории Северной Европы XV-XVI веков. Когда итальянские города теряют независимость, северные сохраняют своё значение и в конце XVI и в XVII веке.
Переход от средневековья к новому времени происходит не только через Ренессанс, но и через Реформацию, призывающую католическую церковь возвратиться к «временам апостольским».
И то и другое – реакция на кризис позднего средневековья, но выход из кризиса понимали по-разному. Но Реформация была реакцией и на Возрождение, с его представлением о человеке как ценнейшей из истин. Несовместимость Возрождения и Реформации ярко выразилась в диспуте между крупнейшим гуманистом XVI века Эразмом Роттердамским и первым реформатором Мартином Лютером.
В ощущении ничтожества человека перед Богом Реформация отвергла, в какой то степени и искусство; в протестантской церкви нет скульптуры, витражей, а только голые стены, скамьи и крест. Влияние Реформации сказалось на искусстве Северного Ренессанса во внимании к реалиям, к точности деталей, в интересе к изображению грубого, порой отталкивающе безобразного, что было неприемлемо для Итальянского Возрождения.
Статьи по теме
Анализ уровня разработанности темы в теории и практике изобразительного
искусства
Данная тема рассматривалась многими исследователями. Написаны книги, методики, исследовательские работы. Но на данном этапе развитии нашего общества данная тема раскрыта недостаточно, не полностью. Знакомство с данной темой присуще в боль ...
Высокое Возрождение
Искусство Ренессанса не стояло на месте: если для Раннего Возрождения были характерны поиски и стремление создать новое, то Высокое Возрождение отличала зрелость и мудрость, сосредоточенность на главном. Именно в то время были рождены шед ...
Скульптура второй половины XIX века
Кризисное положение архитектуры второй половины XIX в. неизбежно влечет за собой кризис скульптуры. В эпоху эклектического "бесстилия" распадается былой синтез искусств, почвой которого является архитектура. Традиции монументаль ...