В настоящее время вышивка получила особенно широкое развитие на предприятиях художественных промыслов в России, а также на Украине, в Белоруссии, Молдове, Узбекистане и Таджикистане.
Россия.
Вышивка, продолжая исторически сложившиеся виды традиционного мастерства, развивается в русских и национальных регионах России. Своеобразна вышивка Нижегородской, Рязанской, Ивановской, Новгородской областей, районов Поволжья, Сибири, Северного Кавказа.
Виды вышивки.
1) Счетная. На хлопковой или льняной ткани белого или серого цвета. Рисунок - геометрические узоры с условными изображениями животных. Распространена на Русском Севере (Архангельская, Вологодская, Костромская области). Главный центр - город Каргополь Архангельская обл.
2) Строчевая. Орнамент - геометрический. Цвет ткани белый. Распространена в Новгородской, Нижегородской, Калужской, Ивановской, Тверской, Тульской областях. Центры строчевой вышивки в Нижегородской области: Нижний Новгород, Городец, Бор, Чкаловск, Арзамас, Лысково. В Ивановской области: Иваново, Шуя, Палех, Васильевск, Верхнеландеховское, Лух, Пучеж, Пестяково, Холуй.
3) Кубанец. В основном на скатертях. Разные геометрические фигуры, главная из которых - куб. Палех (Ивановская обл.).
4) Цветная перевить: вышивка цветными нитками. Рисунок: геометрические фигуры, птицы с пышными хвостами, кони. Распространена в Рязанской, Смоленской, Калужской (г. Таруса) областях.
5) Золотое шитье. Нижегородская, Тверская, Вологодская области.
Главный центр - город Торжок (Тверская обл.)
6) Владимирские швы: вышивка красным по белому фону. Узор растительный. Город Владимир.
7) Тонкая белая гладь - одна из самых ажурных вышивок. Изделия: покрывала, накидки на подушки. Пос. Холуй (Ивановская обл) и пос. Мстера (Владимирская обл).
8) Олонецкий шов - по письму. Фон - ажур. Рисунок крупные растения. Изделия: полотенца, столешницы, платья, костюмы. Карелия.
9) Тамбурная. Используют красные и белые нитки. Рисунок: растения.
Карелия, Тверская, Архангельская, Орловская. Липецкая области.
10) Поволжская вышивка. Распространена у народов, проживающих на территории Волжского бассейна (марийцы, чуваши, мордва, удмурты, башкиры). У каждого из этих народов принято вышивать определенную часть одежды. Так у удмуртов - это нагрудники, у чувашей, марийцев и мордвы - рубахи и головные уборы. Рисунок: S-образные мотивы, кресты, ромбы, кони, птицы, женские фигуры. В этих рисунках наблюдается проявление древнеязычной символики. Основные цвета: терракотово-красный, зеленый, синий и черный.
Украина.
Основное изделие - это рушник. Также блузы и мужские сорочки. Рисунок геометрический и растительный. Основные цвета: белый, красный и черный. В центральных и южных районах Украины распространен геометрический орнамент. Вышивка широко распространена в Киевской, Полтавской, Винницкой, Черниговской, Ивано-Франковской областях.
Белоруссия.
Изделия: рубахи, холщовая верхняя одежда, полотенца, скатерти. В отличие от украинской, в белорусской вышивке орнамент более строгий, в основном - геометрический. Основные цвета: красный, белый и серый. Основные центры: Минск, Витебск, Гомель, Слоним, Бобруйск, Гродно, Полоцк.
Узбекистан.
Изделия: безрукавки и тюбетейки. Ткани для вышивки: бархат, хлопчатобумажная и особенно шелк. Рисунок крупный, с преобладанием растительных мотивов (розы, гвоздики, тюльпаны, маки, коробочки хлопка, ветки гранатового дерева). Основные районы вышивки: Самаркандская, Ферганская, Андижанская, Наманганская, Ташкентская области.
Таджикистан.
Изделия те же, что и в Узбекистане. Преобладает растительный орнамент на красном фоне. Основные центры: Куляб, Каратаг, Дангар, Болыдуан, Гиссар, Кишляр, Ура-Тюба, Хатласс.
Киргизия.
Основные изделия: ткани для юрты, убранство коня, настенные подвесные сумки - текче, юбки, шапочки невесты, колпаки, халаты. Узор: растительный. Цвета разные. Основной центр вышивки – Бишкек.
Городецкая золотная вышивка - это один из самых старинных и уникальных в России видов высокохудожественного народного искусства
Богато украшенная золотой вышивкой одежда и платки были обязательными элементами гардероба состоятельных прекрасного пола крупнейших купеческих городов Нижегородского края, в том числе и города Городца. Сверкающий узор украшал жен праздничный костюм, который являлся гордостью семьи, его бережно хранили и передавали по наследству от матери к дочери как надежный, никогда не обесценивающийся капитал. Сложная техника золотого шитья требовала специального обучения, поэтому была достаточно редко распространена. Крупным промысловым центром золотой вышивки Нижегородской губернии являлся г. Городец.
Статьи по теме
Итальянское искусство периода XVII-XVIII вв
В XVII в. нации, воспринявшие из Италии основы гуманизма, приобретают духовную независимость и создают свою национальную культуру, уровень которой настолько высок, что уже приходится говорить о новой европейской культуре в широком объеме. ...
Освоение цветной печати
Почти одновременно с новым стилем резцовой гравюры, созданной Маркантонио Раймонди, в Италии возникает новая форма ксилографии. За столетие ее существования от ранних чисто контурных изображений европейская обрезная гравюра прошла немалый ...
Виды источников информации
Понятие «документа» употребляется сегодня в двух смыслах. Причём один из них более объёмен: документ – это «материальный носитель записи с зафиксированной на нём информацией для передачи её во времени и пространстве»
По типу деятельности ...