В картине «Сирень на солнце», созданной в 1873 году, изображены женщины, укрывшиеся от солнца под сенью цветущей сирени. Они слиты с пейзажем, и глаз зрителя не сразу их находит. Основное – это зрительное впечатление, которое передает художник: ослепляющее сияние солнца, нежнейшие переливы лилово-розовых цветов и зелени листвы.
Импрессионисты стремились к тому, чтобы сделать картину подобной открытому окну, сквозь которое виден реальный мир. Зачастую они выбирали точку зрения из окна на улицу. Представленный в зале знаменитый «Бульвар Капуцинок», написанный в 1873 году, а показанный на первой выставке импрессионистов в 1874 году, является прекрасным примером этого приема. Здесь много новаторского – мотивом для пейзажа выбран вид большой городской улицы, но художника интересует ее облик в целом, а не ее достопримечательности. Вся масса людей изображена скользящими штрихами, обобщенно, в которых трудно разобрать отдельные фигуры.
Художники-импрессионисты чутко отмечали малейшие изменения в состоянии погоды, так как они работали на натуре и хотели создать целостный образ пейзажа, где мотив, цвета, освещение сливались бы в единый поэтический образ городского вида или сельской местности. Клод Моне особенно убедительно передает силу света в картине «Стог сена», написанной в 1889 году.
Период позднего импрессионизма Моне представлен двумя картинами с видом Руанского собора. Это «Руанский собор в полдень» и «Руанский собор вечером». Обе картины написаны в 1894 году и изображают один и тот же фрагмент собора, но в разных тональностях – в теплых желто-розовых тонах полуденного и в холодно-голубоватых оттенках гаснущего сумеречного света. В картинах красочное пятно полностью растворяет линию, художник передает не материальную тяжесть камня, а как бы легкую красочную завесу.
Две картины Камиля Писарро представляют два периода его творчества. «Вспаханная земля» написана в 1874 году в период раннего импрессионизма. Писарро, в отличие от праздничного восприятия природы у Моне , всегда видит в пейзаже следы человеческой деятельности , будничной жизни крестьян . «Оперный проезд» написан в 1889 году , в поздний период импрессионизма. Общий тон картины кажется серым, однако на полотне нет серой краски, здесь перемежаются мелкие мазки розового, лилового, зеленоватого оттенков, которые лишь на некотором отдалении сливаются в серый тон. Это оптическое смешение цветов – один из приемов живописи импрессионистов. Благодаря разноцветным мелким мазкам, иллюзорный серый тон кажется вибрирующим, воздушным, он передает не только цвет пейзажа, но и атмосферу.
Художники нового направления не смешивали различные краски на палитре, а писали чистыми цветами. Кладя мазок одной краски рядом с другой, они часто оставляли поверхность картин шероховатой. Было подмечено, что многие цвета становятся более яркими по соседству друг с другом. Этот прием получил название эффекта контраста дополнительных цветов. Пейзаж Альфреда Сислея «Опушка леса в Фонтенбло», написанный в 1885 году представляет собой прекрасный образец приема раздельных мазков и контраста дополнительных цветов.
В зале представлены пять произведений Огюста Ренуара. Это ранняя картина «Купание на Сене» или «Лягушатник», написанная около 1869 года недалеко от Парижа в любимом местечке отдыха парижан. Яркие пятна одежды, зелень деревьев, отблески света на воде слагаются в единую гармонию солнца и движения.
Излюбленный Ренуаром сюжет дружеского застолья взят в картине 1875 года «В саду. Мулен де ла Галетт». Для этой картины , как и для многих, Ренуару позировали друзья.
Статьи по теме
Живопись натюрморта
Реалистическое изображение не является зеркальным отражением природы. Цель его – создание художественного образа, верно передающего смысл и содержание явления природы и жизни. Живопись, как и рисунок, базируется на строго определенных зак ...
Иероним Босх–жизнь и творчество
Ренессанс (Возрождение) (Renaissance), эпоха интеллектуального и художественного расцвета, который начался в Италии в 14 веке, достиг пика в 16 веке и оказал значительное влияние на европейскую культуру. Термин "Возрождение", оз ...
Языческая культура начала Х века
Первым общегосударственным мероприятием, превосходящим по своей масштабности все внутриплеменные дела местных князей, было полюдье. Недаром это русское слово вошло и в язык греческого цесаря, и в язык скандинавских саг. Полгода в году кие ...