Корякский автономный округ находится в северной части Камчатcкого полуострова. Название округа происходит от названия коренных жителей, населяющих его, - коряков. Численность – 9242 человека. Язык – чукотско-камчатская группа палеоазиатской семьи языков. Письменность существует с 1931 г. на латинской, а с 1936 г. – на русской графической основе.
Коряки делятся на две группы – кочевники оленеводы и приморские оседлые жители (так называемые, береговые коряки), которые занимались охотой на морского зверя и рыболовством.
На территории округа и в Камчатской области проживают ительмены (старое название – камчадалы).
Главные праздники оседлых коряков ХIХ – начала ХХ вв. посвящены промыслу морских животных. Основные их моменты – встреча и торжественные проводы пойманных животных.
До начала ХХ в. распространены были промысловые обряды. Они выполнялись по случаю добычи зверя и были связаны с верой в его "оживление" и "возвращение" к охотникам в будущем сезоне (праздник кита, касатки и др.).
Главный осенний праздник кочевых коряков – коянайтатык – "перегонять оленей", устраивался после возвращения стад с летних пастбищ. После зимнего солнцестояния оленеводы устраивали праздник возвращения солнца, включающий гонки на оленьих упряжках, борьбу, бег с палками, набрасывание аркана на движущуюся по кругу цель, подъем по обледенелому столбу. Были развиты также обряды жизненного цикла (свадьбы, рождение детей, похороны, поминки).
Статьи по теме
Иконописное наследие Алтая
Существовавший с 1747 г. Колывано-Воскресенский горный округ в 1834 г. переименован в алтайский горный округ. На рубеже XVIII-XIX веков в него входили нынешние Алтайский край, республика Горный Алтай, Новосибирская, часть Томской, Кемеров ...
Жилища
Кочевой образ жизни накладывает на жизнь человека свои условия. А это значит, что его жильё должно быть приспособлено и удобно для жизни. А потому традиционным жильём киргиза являлась юрта, основу которой составлял деревянный каркас, расп ...
Развитие материальной культуры
В эпоху эллинизма в значительной мере исчезает характерный для классической эпохи разрыв между теорией и практикой, наукой и техникой. Это характерно для творчества знаменитого Архимеда (ок. 287–212 до н.э.). Он создал понятие бесконечно ...