Лихачев Дмитрий Сергеевич (1906-1999) - филолог, историк культуры, культуролог. Его основные труды посвящены истории русской литературы X-XVII вв., а также творчеству русских писателей: Пушкина, Гоголя, Некрасова, Достоевского, Лескова, Блока, Ахматовой. В 80-х гг. создал культурологическую концепцию, в основе которой рассматривались проблемы гуманизации жизни людей, а также переориентация воспитательных идеалов и всей системы образования как определяющие общественное развитие на современном этапе. Лихачев рассматривает культуру как историческую память, как творческую подготовку культуры будущего на основе прошлого и настоящего. Именно он ввел понятие «экология культуры». Важное место в культурологической концепции занимает идея взаимосвязи культуры и природы («Поэзия садов. К семантике садово-парковых стилей», 1982, 1991).
Д.С.Лихачев подчеркивает европейский характер тысячелетней русской культуры, вобравшей в себя христианские идеалы. И в то же время раскрывает природу национальной самобытности России, проявляющейся в духовных исканиях народа, в канонах русской эстетики, в религиозном опыте русского православия. Этот опыт благоговейного отношения к земле, к природе, восходящей к дохристианской практике и освященный крещением Руси, лежит в основе современных проблем философии и этики экологии, от решения которых зависит судьба человечества.
С культурой Лихачев тесно связывает понятие интеллигентности и последней с нравственностью. В этическом аспекте рассматриваются проблемы национальной культуры. По мнению Лихачева, национальная культура - это часть мирового культурного процесса. Он активно выступал против массовой культуры, обедняющей культуру общества и особенно молодежи.
Статьи по теме
Художники-иллюстраторы 40-х годов XIX в
Широкое распространение иллюстрации в 40-е годы было тесно связано с важными процессами, происходившими в русской культуре того времени, и прежде всего с ее демократизацией. Появилась новая книга, предназначенная для нового читателя. Дело ...
Искусство Новгорода и Пскова XIV—XV
веков
Считается, что Господин Великий Новгород остался в стороне от тех событий, в которых решались судьбы Руси, что общерусский подъем задел его лишь косвенно, что Новгород был одним из тех немногих городов, которые не выставили своих ратей на ...
Загадочность парсуны
Странная двойственность присуща большой парсуне «Портрет царя Федора Алексеевича» (1686, ГИМ), выполненной в традициях иконного писания. Лицо юного царя написано объемно, а одеяния и картуши решены плоскостно. Божественную власть царя под ...