В Москве, Ленинграде и ряде других городов Союза создаются кинотеатры культурфильма. В Москве при Музее Революции создается театр кинохроники. В Москве и Ленинграде открываются детские кинотеатры. Начинается кинофикация учебных заведений.
Если на предыдущем этапе – в 1922–1925 годах – фильмо-фонд состоит главным образом из импортных иностранных картин (еще в 1925 г. советские фильмы составляли в этом фонде немногим больше одной пятой), то уже через три года, в 1928 году, удельный вес картин отечественного производства подымается до шестидесяти семи процентов, то есть возрастает более чем в три раза [6].
Динамика роста производства фильмов в период 30–40 х гг. может быть охарактеризована следующими цифрами. Выпуск кинохроники: свыше 500 номеров в год. Выпуск культурфильмов (публицистических и научно-популярных, учебных): свыше 200 в год. Выпуск художественно-игровых картин: около 120 фильмов в год.
Для производства такого количества фильмов потребовалось значительное расширение технической базы. В эти годы не только в корне реконструируются все существующие кинофабрики, но и строится ряд новых.
В Москве воздвигается крупнейшая в Союзе и одна из крупнейших в мире фабрика художественно-игровых картин Совкино (ныне «Мосфильм»).
Полностью реконструируется ленинградская фабрика Совкино, превращающаяся в большое, прекрасно оборудованное предприятие по производству игровых картин («Ленфильм»).
Частью реконструируются, частью создаются заново кинофабрики в союзных республиках: три фабрики Всеукраинского фотокиноуправления – в Киеве, Одессе и Ялте; фабрика Госкинпром Грузии – в Тбилиси; Азгоскино– в Баку; Арменкино– в Ереване; Узбеккино– в Ташкенте; временная съемочная база Белгоскино в Ленинграде.
Возникает производство фильмов в ряде национальных республик, не успевших создать его в предыдущие годы, – в Туркмении, Таджикистане, Чувашской АССР. Организуется кинопроизводство и в некоторых краевых и областных центрах: Новосибирске (акционерное общество «Киносибирь») и Ростове-на-Дону («Кинокомсомол»).
Для обслуживания автономных республик и областей РСФСР, не имеющих собственных кинопредприятий, создается акционерное общество «Востоккино», которое помимо помощи этим республикам и областям в вопросах кинофикации и проката организует производство картин на темы из жизни восточных, поволжских и северокавказских национальностей.
В системе Красной Армии создается специальная организация – «Госвоенкино». Основная часть производства хроники и культурфильмов сосредоточивается на специальной фабрике культурфильмов Совкино– в Москве. Но помимо нее выпуском хроники и культурфильмов занимаются ленинградская фабрика Совкино, «Межрабпом-Русь», «Госвоенкино», кинофабрики союзных республик.
Быстрый рост производства фильмов стимулирует приток новых творческих сил, среди которых все большую и большую роль играет молодежь, вошедшая в искусство уже в годы революции.
Впервые начинают самостоятельную постановочную деятельность такие впоследствии видные мастера советского киноискусства – русского и других национальных республик, – как Б. Барнет, Г. и С. Васильевы, Е. Дзиган, А. Довженко, М. Донской. А. Зархи, А. Иванов, С. Долидзе, М. Калатозов, В. Корш-Саблин, Л. Луков, В. Петров, И. Пырьев, Ю. Райзман, Г. Рошаль, И. Хейфиц, Е. Червяков, М. Чиаурели, Н. Шенгелая, С. Юткевич.
В эти годы раскрываются творческие индивидуальности ряда мастеров, поставивших свои первые картины на предыдущем этане: Г. Козинцева, В. Пудовкина, А. Роома, Л. Трауберга, Ф. Эрмлера. Пробуют в эту пору работать в кино и такие выдающиеся мастера театра, как К. Марджаиов, Н. Охлопков, А. Попов.
Статьи по теме
Великая Отечественная война в истории отечественной
культуры
С первых дней Великой Отечественной войны на службу победе, защите Родины были поставлены все достижения отечественной культуры, науки и техники. Страна превращалась в единый боевой лагерь. Все сферы культуры должны были подчиняться задач ...
Идея свободы Греции
Свобода - доминанта греческого сознания, которая состояла в признании единства интересов сообщества, в чувстве причастности людей к нему, в сочетании разнообразия интересов и взаимной лояльности. Она появилась и нарастала в архаический пе ...
Ислам и искусство
Возникнув в условиях фольклорной становящейся культуры арабских племен, в условиях сложной социальной борьбы, ислам в первую очередь стремился сформулировать основные социальные принципы, вокруг которых можно было бы объединить всех мус ...