В расцвете славы Баталов получил предложение от М. И. Ромма сняться в фильме «Девять дней одного года» (1962) в роли Дмитрия Гусева — физика-атомщика. Сам режиссер определил «Девять дней» как фильм-размышление. Подобный «жанр» требовал от актера совершенно новых приемов игры. Соблазн эксплуатации трагической коллизии — герой, получивший смертельную дозу радиации на эксперименте, обречен — был отвергнут. На экране надо было изобразить работу мысли. Эта роль была сыграна Баталовым экономно и точно. Образ Дмитрия Гусева — представителя научной элиты 20 века — закрепил за артистом амплуа героя своего времени. За эту роль Баталов был удостоен Государственной премии РСФСР (1966).
С начала 1960-х годов режиссеры занимают Баталова в кино все реже. В 1960 дебютировал в качестве режиссера фильмом «Шинель» по повести Н. В. Гоголя, в 1972 снял «Игрока» по Ф. М. Достоевскому. Настоящей удачей стал фильм «Три толстяка» (1966, по Ю. К. Олеше), в котором актер снялся в одной из главных ролей. Его экранизации отличает строгая постановочная культура и бережное отношение к классическим текстам. То же можно сказать об интереснейших баталовских радиопостановках 1970-1980-х годов — «Казаках» по Л. Н. Толстому, «Поединке» по А. И. Куприну, «Белых ночах» по Ф. М. Достоевскому.
Режиссеры 1970-х гг. использовали интеллигентский имидж Баталова как некий самодостаточный «материал»: эмигрант Голубков в «Беге» (1970, режиссеры А. А. Алов и В. Н. Наумов), декабрист князь Трубецкой в «Звезде пленительного счастья» (1975, режиссер В. Я. Мотыль), доктор-эмигрант в «Чисто английском убийстве» (1974, режиссер С. И. Самсонов). Здесь не только отточенная игра, а само присутствие Баталова в кадре, его личность успешно работают на образ. Роль слесаря Гоши в фильме «Москва слезам не верит» (1980, режиссер В. В. Меньшов, Государственная премия, 1981) принесла артисту новый всплеск всенародной популярности и показала, что баталовский рабочий-интеллигент не остался в 1950-х годах. В 1998 Баталов снялся в сериале «Чехов и К». С 1975 он преподает во ВГИКе актерское мастерство; с 1980 — профессор и заведующий кафедрой. Автор мемуаров.
Творчество для человека с играло важную роль в жизни человека. Ведь творчество это для души, а самое главное для человека это душа.
Статьи по теме
Христианство и традиции европейской культуры
“В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог”, — основополагающий постулат Откровения или традиционной христианской модели мира и познания, утвердившейся в европейской культуре. Авторитет Откровения закреплял господствующее ...
Конструктивно–технологические особенности и специфика исполнения работы
За основу был взят холст, натянутый на подрамник собственного изготовления с помощью самодельных скоб и молотка. Грунт состоит из клеевого слоя и последующих эмульсионных белых, без тонирования.
Рисунок был нанесен тонкой кистью краской. ...
Культура Нового времени
Термин «Новое время» чаще всего употребляют для обозначения периода развития Европы в ХVII–XVIII веках. Однако, во-первых, исследуя истоки этого периода, многие авторы находят их в эпохе (или периоде) Возрождения. И это представляется вер ...