К. Юнг об архетипах коллективного бессознательного

Материалы » Культура и коллективное бессознательное » К. Юнг об архетипах коллективного бессознательного

Страница 2

Коллективное бессознательное есть оставляемый опытом остаток, соприкасаясь с коллективным бессознательным личность приобретает некоторые черты. Эти черты, образы - есть архетипы, которые выступают в проецирующем виде. Архетипы являются содержаниями коллективного бессознательного. Деятельность бессознательного выносит архетипы из глубин психики на её поверхность, и они воспринимаются в виде различного рода символов, религиозных представлений, образов сновидений, фантазий, грёз. Архетипы – это не конкретные образы, а схемы образов. Проникая в сознание, эти схемы (или формы) наполняются содержанием сознания и оформляют представления человека. Важно и то, что архетип нельзя объяснить, его можно только, как считает Юнг, перевести на другой язык. Одним из наиболее важных архетипов считается «мандала» - круг, в который вписаны различного вида кресты, квадраты, ромбы, что является символом самодостаточности, упорядоченности, единства, целостности и всеобщности.

Архетип - это пояснительное описание платоновского "идея". Это наименование является верным и полезным для наших целей, поскольку оно значит, что, говоря о содержании коллективного бессознательного, мы имеем дело с древнейшими, лучше сказать, изначальными типами, т. е. испокон веку наличными всеобщими образами. Речь практически идет все о том же: примитивные родоплеменные учения имеют дело с видоизмененными архетипами. Правда, это уже не содержания коллективного бессознательного, они успели приобрести сознаваемые формы, которые передаются с помощью традиционного обучения в основном виде тайных учений, являющемся вообще типичным способом передачи коллективных содержаний, берущих начало в бессознательном.

Другим хорошо известным выражением архетипов являются мифы и сказки. Но здесь речь идете специфических формах, передаваемых на протяжении долгого времени. Понятие "архетип" обозначает только ту часть психического содержания, которая не прошла какой-либо сознательной обработки и представляет собой еще только непосредственную психическую данность. Архетип как таковой существенно отличается от исторически ставших или переработанных форм. На высших уровнях тайных учений архетипы предстают в такой оправе, которая, как правило, безошибочно указывает на влияние сознательной их переработке в суждениях и оценках. Непосредственные проявления архетипов, с которыми мы встречаемся в сновидениях и видениях, напротив, значительно более индивидуальны, не понятны и наивны, нежели, скажем, мифы. По существу, архетип представляет то бессознательное содержание, которое изменяется, становясь сознательным и воспринятым; оно претерпевает изменения под влиянием того индивидуального сознания, на поверхности которого оно возникает.

То, что подразумевается под "архетипом", проясняется через его соотнесение с мифом, тайным учением, сказкой. Orpoмныe плacты oбыдeннoй жизни нaций и нapoдoв cтpoятcя бeccoзнaтeльнo, по мoдeли apxeтипoв, a гepoи cкaзoк, мифoв, эпocoв и т.д. являют в зpимoй фopмe глyбинныe этичecкиe, эcтeтичecкиe и иныe apxeтипичecкиe пpoгpaммы.

Необходимая реакция коллективного бессознательного выражается в архетипически оформленных представлениях. "Необходимо познать самого себя, чтобы тем самым знать, кто ты есть. "

Kaк и Фpeйд, Юнr видeл oпacнocть, гpoзящyю цивилизaции в тoм cлyчae, ecли пpимитивныe фopмы кoллeктивнoгo бeccoзнaтeльнoгo, к кoтopым oтнocятcя пpeждe вcero aгpeccия и жecтoкocть, зaxлecтнyт ncиxикy людeй: «Дeликaтнoe и paзyмнoe cyщecтвo мoжeт пpeвpaтитьcя в мaньякa и дикoгo звepя». Coзнaниe дoлжнo дepжaть пoд кoнтpoлeм вoзмoжнocть cтиxийнoгo пpopывa пpимитивныx фopм кoллeктивнoгo бeccoзнaтeльнoгo в пcиxикe нapoдoв и нaций, ибo в пpoтивнoм cлyчae нeизбeжнo вoзникнoвeниe cмyт, cтиxийныx бyнтoв и кpoвaвыx кoнфликтoв. Ho apxeтипы — этo нe тoлькo нeгaтивныe вpoждeнныe ycтaнoвки и цeли rpyппoвoro пoвeдeния; oни вoбpaли в ceбя и вecь пoлoжитeльный oпыт кoллeктивнoй жизни чeлoвeчecкoгo poдa.

Страницы: 1 2 

Статьи по теме

Эволюционизм Г.Спенсера
Картина эволюционного изучения культуры была бы неполной без знакомства с еще одной влиятельной фигурой - Г.Спенсером. Г.Спенсер (1820-1903) - английский философ, биолог, психолог и социолог - главный акцент в своих теоретических построен ...

Архитектура
Выдающийся архитектор и скульптор Раннего Возрождения Филиппо Брунеллески – один из основоположников архитектуры Ренессанса. Ему удалось возродить основные элементы античной архитектуры, которым, впрочем, художник придал несколько иные пр ...

Особенности античного искусства
Особенностью античного искусства явился подчеркнутый интерес к человеку, который был его главной темой. Греков мало интересовала окружающая среда: ландшафту стали уделять внимание только в эллинистический период. Однако в греческом искусс ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация