Символ как информационная единица коммуникации. Основные группы символов

Материалы » Культура и коммуникация: логика взаимосвязи символов » Символ как информационная единица коммуникации. Основные группы символов

Страница 2

Следует, однако, помнить, что цветовая символика может различаться у разных народов, поэтому "Даже когда очевидно, что цвет имеет символическое значение, мы никогда не можем быть уверены, каково оно. Каждый случай должен быть исследован в его специфическом контексте" [3; 72].

Символика в одежде прослеживается только во взаимосвязи складывающих её символов. По отдельности ни один предмет одежды ничего не значит, но соединённые в определенный костюм или униформу и имеющие соответствующий цвет, элементы одежды указывают на принадлежность к определенной профессии или исполнение определённой социальной роли. К примеру, мундир военного, костюм судьи, платье невесты или вдовы, одежда байкера, облачение священнослужителя и т.д. В комплекте одежда становится символом определённой профессии, социального статуса, принадлежности к какой-либо группе.

Украшения и татуировки также многое говорят о социальном статусе, групповой принадлежности и иерархии их обладателя. Основные функции этих символов невербальной коммуникации связаны с объединением людей в группы и дифференциацией их социального статуса (Изящные дорогие украшения выдают принадлежность к элите, обилие металлических клёпок и цепей выделяет рокеров, многочисленные амулеты и талисманы выдают приверженцев оккультизма). Есть украшения, которые и в обыденной жизни называются символами: знаки различия в армии, политические знаки или значки (красная гвоздика, синяя гвоздика, яблоко), медали. Всё это - своеобразные знаки культурного кода, как явные (корона у короля или обручальное кольцо у супруга), так и неявные (предпочтение того или иного рода украшений). Роль украшений зачастую выполняют татуировки. Однако в отличие от украшений, которые можно заменить, сигнализируя тем самым изменения своей личности, татуировка навсегда остаются на коже, окончательно и бесповоротно связывая человека с определёнными событиями и социальной ролью. Так, татуировки в уголовной среде являются своеобразным жизнеописанием и характеристикой их обладателя, его криминальной "автобиографией"; они определяют также его рейтинг и место в данной среде.

Помимо татуировок встречаются и другие телесные повреждения, показывающие социальный статус человека: бритьё волос (тонзура монаха), обрезание крайней плоти (принадлежность ко взрослым иудеям), прокалывание ушей (только справа - принадлежность к социальным меньшинствам), нанесение шрамов в определённых местах (у примитивных народов - символы взрослости и власти).

Пища также несёт информацию о событии, к которому она готовится. К примеру, в России и Белоруссии салат "оливье" и шампанское - символ праздника; грецкие орехи, шоколадные конфеты и мандарины - символ Нового года; ярко раскрашенные яйца и куличи - символ Пасхи; именинный торт со свечами - символ дня рождения, а вегетарианская пища - символ поста.

Звуки и тишина также выступают в качестве символов торжественного, священного, либо наоборот, обыденного, повседневного, разнясь по значению в различных микрокультурах.

Таким образом, символы присутствуют почти в каждом поле человеческой деятельности. Благодаря их портативности появляется возможность передавать от поколения к поколению огромное количество знаний и информации.

Однако символы сами по себе, без знаковой и культурной среды, без сообщества, использующего их по условленным негласным законам, ничего не значат: "…символы существуют в конфигурациях, и значение отдельных символов следует искать в их противопоставлении другим символам, а не в самом символе как таковом" [3; 72]. Отсюда можно вывести определение символа как предметного или словесного знака, условно выражающего сущность явления с определенной точки зрения, имеющего в своей основе переносное значение и скрытое сравнение, связь с явлениями быта, историческим опытом, сказаниями, верованиями и т.п.

Страницы: 1 2 

Статьи по теме

История русской живописи XVII-XVIII
История русского искусства в начале XVIII века претерпела перелом. Древнерусское искусство сменилось новым «европейским» искусством. Иконопись уступила место живописи. Петр I посылает за границу учеников постигать европейское искусство и ...

Загадочность парсуны
Странная двойственность присуща большой парсуне «Портрет царя Федора Алексеевича» (1686, ГИМ), выполненной в традициях иконного писания. Лицо юного царя написано объемно, а одеяния и картуши решены плоскостно. Божественную власть царя под ...

Искусство эпохи палеолита
Удивительное открытие было сделано в 1879 г. на севере Испании в пещере Альтамира, вход в которую ранее был завален. Здесь обнаружили множество цветных изображений животных. Залы пещеры тянутся более чем на 280 м в длину. Самый знамениты ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация