Майя знали и применяли в большей или меньшей степени все скульптурные приемы: резьбу, барельеф и горельеф, круглый и моделированный объем. Для изготовления мелких предметов применяли обсидиан, кремень, нефрит и др. твердые или мелкозернистые камни, а также раковину и кость.
Скульптура могла украшать детали зданий (панели, плиты, косяки , колонны), могла быть элементом, функционально связанным с постройкой (алтари, святилища, троны), или являться частью таких архитектурных комплексов, как площади, платформы и храмы.
Скульптура должна была воплощать темы, способствующие упрочнению существующей системы: жизнь божеств, создавших эту систему и следивших за ее правильным функционированием, и власть тех, кто считался представителями этих божеств на земле. Занимаясь восславлением правящего класса в целом, древние скульпторы обычно не стремились к индивидуализации изображаемых лиц. Однако многие персонажи имеют портретное сходство с действительно существовавшими правителями и жрецами. Что касается простых людей, рабов и пленников, то скудость и простота их одежды, а также поза, приданная им скульптором, указывают на их низкое положение.
Школы Копана и Киригуа стремились к созданию объемной скульптуры. Очень своеобразны присущие только Копану и Кири-гуа причудливые скульптуры, помещенные обычно перед стелами на открытом воздухе. Они изображают каких-то мифологических чудовищ. У одного такого чудовища из Киригуа в раскрытой пасти находится сидящая человеческая Фигура.
Скульптурная школа Яшчилана была во многом противоположна иаленкской школе. Деталям здесь не уделялось особого внимания. Тематика рельефов разнообразна: сцены триумфа, поединка, явлений божеств и т.д. Многие рельефы Яшчилана кажутся “переводами” с дерева на камень.
Высокого совершенства майя достигли в мелкой пластике — терракотовых статуэтках, изображавших божества и людей, в изделиях из нефрита. Эти изображения непосредственной правдивостью, смелой индивидуализацией образов, мягкостью и жизненностью моделировки часто превосходят памятники крупной пластики.
Статьи по теме
Символизм в пейзаже
Человеку всегда было свойственно всматриваться в мир природы его окружавший. Живописные произведения помогают увидеть этот мир глазами людей минувших времен. Сегодня понятие пейзаж мы прилагаем ко всякому виду местности, изображенному худ ...
Развитие искусства XVIII века
Русское искусство прошло в течение одного столетия большой путь, осуществив важнейший для всего развития отечественной культуры переход от средневековья к новой стадии в развитии национальной культуры. Путь его становления и развития, как ...
Оригинальность средневекового стиля в оформлении ресторана
и формы персонала
Теплая дружеская беседа за чашечкой чая в уютном, комфортном заведении - это лучшее время препровождения за весь рабочий день. Поседеть в ресторанчике, который выдержан в таинственном и загадочном средневековом стиле, оценить спокойную, н ...