Да серебряный прибор
Весь заморского варенья .
За этим текстом стоят явления, давно ушедшие из культурной жизни. Ширинка — широкое полотенце, которое ткалось из длинноволокнистого льна на специальном станке с широкой основой. Они использовались в особых случаях, для повседневного же употребления ткались холсты из менее качественных льнов, и основа такого станка была более узкой. Прибор заморского варенья — серебряный прибор, изготовленный заморскими мастерами. Без знания подобных явлений нет полноты понимания культуры прошлых поколений.
Архаическая культура — фундамент, лежащий в основании любой культуры, в ней обнаруживают себя истоки большинства культурных феноменов современности.
Обыденная культура несет в себе все приметы повседневности, новые и старые, сложные и примитивные. К ней принадлежат как вещи, которые нас окружают, так и формы общения, привычки и навыки ежедневной деятельности, способы организации быта, труда и отдыха, менталитет отдельного человека и общества в целом. Обыденная культура складывается в обществе стихийно, впитывая в себя все наиболее устоявшееся, практически необходимое для человека, в некотором смысле она представляет собой образ жизни того или иного человека, социального слоя, общества в целом.
Все упомянутые выше уровни культуры концентрирует в себе народная культура. Не вдаваясь в глубокий анализ этого сложного явления, отметим только, что она — носитель традиций, вырабатывавшихся на протяжении многих веков, если не тысячелетий. В обществе практически нет сферы, которая различными связями не уходила бы в глубь народной культуры, народного сознания. Она включает в себя все способы практической деятельности народа, отношения с природой, умение, навыки, привычки и взгляды. Здесь и нормы языка, его лексика, грамматика, его образные выражения; это пословицы и поговорки, в которых заключен кладезь народной мудрости, приметы и наблюдения за природой; это особенности различных форм в искусстве, орнамент и традиции одежды, обычаи, нормы поведения и многое другое. Народная культура при всей своей стихийности отбирает и сосредоточивает в себе только то, что представляет ценность для народного самосознания и образа жизни, мало меняясь с течением времени. В ней чаще всего невозможно выделить конкретных авторов, есть только интерпретаторы. При этом народная культура оказывает самое непосредственное влияние на все другие уровни, формы и виды культуры общества в целом.
Лидер ансамбля “Роллинг стоунз” Майкл Джаггер
Массовая культура — порождение двух взаимосвязанных и взаимообусловленных обстоятельств, сложившихся еще в прошлом веке: развития техники и все более усиливающегося отчуждения. Развитие техники привело к тому, что сначала человек оказался отчужденным от результатов собственного труда: он участвовал в их создании лишь частично, выполняя одну какую-либо операцию. Для такой работы не требовалось никаких особых знаний, работы мышления, сложных отношений с другими людьми. Человек в системе производства стал требоваться только в одном качестве — в качестве функции (лат. functio “исполнение, осуществление”), но не личности. Уже в начале века Ортега-и-Гасет говорит о том, что огромные массы людей не несут ни за что ответственности, превращаясь в нечто среднее. “Масса это средний человек . Это совместное качество, ничейное и отчуждаемое, это человек в той мере, в какой он не отличается от остальных и повторяет общий тип” [228, с. 309].
Статьи по теме
Просвещение
Сделала шаги вперед система образования в России. Хотя она по-прежнему оставалась трехступенчатой, но была дополнена новыми структурами.
Процесс модернизации предусматривал не только коренные изменения в социально-экономической и политич ...
Русский театр
Значительным явлением культурной жизни России первой половины XIX в. стал театр. Популярность театрального искусства росла. Крепостной театр сменялся «вольным» – государственным и частным.
С большим успехом шли на сцене такие драматическ ...
Отношение просветителей к искусству
Просветители считали, что искусство не должно быть забавой и развлечением. Искусство должно выполнять познавательную и воспитательную функции: искоренять пороки, воспитывать нравственные добродетели и гражданские качества. Кроме того, про ...