Искусство и архитектура

Материалы » Культура классической Греции » Искусство и архитектура

Страница 1

Античная культура — прежде всего культура человеческого тела. Ярким свидетельством этого является древнегреческая пластика, которая избрала своей основной темой свободно стоящую, ничем не связанную фигуру человека. Развиваясь далее, она пришла к изображению физически совершенного обнаженного тела с идеальными анатомическими пропорциями. Следует отметить, что такое внимание к человеческой мускулатуре, равно как и к обнаженной натуре, является исключительным феноменом в истории мировой культуры, это отличительное свойство искусства античности и Западной Европы начиная с эпохи Возрождения. Главной целью древнегреческого скульптора было предельно точно изобразить поверхность тела. Скульптурный портрет (равно как и какой-либо другой) в нашем понимании не существовал, его заменяли образы: эфеб, молодой мужчина, зрелый мужчина, старик, девушка, женщина. Голова греческой статуи не есть средоточие души, она является просто еще одной конечностью, рядовой частью тела. Интересно, что круг моделей греческих скульпторов весьма ограничен. Нет ни одной греческой статуи, изображающей кормящую мать, образ которой, как и сама идея материнства, полностью чужд эллинскому искусству. Также мы не найдем статуй маленьких детей, старух и стариков. Перед нами только здоровые, пропорционально сложенные молодые люди, преимущественно мужчины, с идеальной мускулатурой и масками вместо лиц.

Мы привыкли видеть античные мраморные статуи белыми, то есть такими, какими их мог увидеть только греческий мастер после окончания работы, поскольку статуи было принято раскрашивать. Мрамор красили, подчеркивая кожу, оттеняя волосы, прорисовывая глаза, иногда одевали в шелковые одежды, и только после этого выставляли на всеобщее обозрение. Затем, когда статуи начали отливать из бронзы, украшая золотом, слоновой костью и эмалью, их перестали раскрашивать. Следует отметить, что большинство произведений древнегреческих скульпторов дошло до нас в поздних римских копиях, качество которых, как правило, намного ниже навсегда утраченных оригиналов.

Наиболее полно классический стиль заявил о своем существовании при восстановлении афинского Акрополя в середине V века до н. э., которое осуществлялось под руководством скульптора Фидия, друга Перикла. Фидию принадлежит скульптурное убранство Парфенона, храма богини Афины, а также 17-метровая бронзовая статуя Афины Промахос на Акрополе, 12-метровая Афина Парфенос, облицованная золотом и слоновой костью, и статуя сидящего Зевса Олимпийского. Статуя Зевса, находившаяся в храме в Олимпии, считалась одним из чудес света. Современниками Фидия были знаменитые скульпторы Мирон и Поликлет. Мирон стал первым мастером, который работал только с бронзой, полностью отказавшись от мрамора. Он поставил своей целью изобразить человеческое тело в момент движения, что наиболее полно удалось ему при создании знаменитой скульптуры «Дискобол». Творчество Мирона стало выражением главной задачи классической скульптуры: создание совершенного образа человека. Если Мирон решал эту задачу путем выявления красоты движения, то Поликлет старался создать гармонический образ, показывая фигуру, находящуюся в покое. Поликлет создал канон совершенных пропорций человеческого тела, который воплотил в скульптуре «Дорифор» (копьеносец). Согласно его канону, длина ступни должна составлять 1/6 длины тела, высота головы — У8; гармония достигается благодаря контрасту: правая нога и левая рука напряжены, а с левой ноги и правой руки нагрузка сознательно снята.

Спустя более полувека скульптор Пракситель первым начал изображать обнаженное женское тело. Но греческая статуя женщины, особенно изображающая обнаженную натуру, не соответствующую нашим эстетическим понятиям, воспринимается западным человеком как нечто слишком тяжеловесное, лишенное женского начала. Скульптуру Праксителя отличает мягкость и лиричность, его фигуры стройны и грациозны. Его старший современник Скопас работал в совершенно ином, патетическом стиле, создавая величественные фигуры, исполненные собственного достоинства. Лис-сип, придворный скульптор Александра Македонского, опроверг канон Поликлета и создал свой собственный: «Поликлет представлял людей такими, каковы они есть на самом деле, ая- такими, какими они кажутся». У фигур Аиссипа очень длинные стройные ноги, изящные торсы и очень маленькие головы.

Античная живопись не имела заднего плана. Мы нигде не найдем ни пейзажа, ни вообще какого-либо намека на окружающий ландшафт. Идея окружающего мира чужда древнегреческому живописцу, сосредоточенному только на изображении человека. Мастера помещали на одной плоскости множество сцен, где фигуры разделены незаполненной пустотой, полностью игнорируя такие понятия, как пространство, даль и горизонт. В редчайших случаях, если того требует сюжет, мы можем увидеть одиноко стоящее дерево, которое по сравнению с окружающими его фигурами людей изображено на удивление схематично. Несомненно, что в Греции как вазопись, так и живопись берут свое начало от фресок, о чем свидетельствует линейность изображения. Это напрямую связано с еще одной важной характеристикой античной живописи — удивительная бедность палитры. В подавляющем большинстве случаев художники использовали только четыре краски: желтую, красную, белую и черную. В прошлом веке ученые, пытаясь объяснить этот факт, даже выдвинули гипотезу об особом восприятии греками некоторых цветов. Но дело тут было совсем в другом. Эллины почти полностью игнорировали синюю и зеленую краски, потому что это цвета, символизирующие и обозначающие пространство, то есть понятие, совершенно чуждое древнегреческому менталитету. Также античной живописи была абсолютно не свойственна идея времени: на изображении никак не отмечалось время дня или ночи. Перед нами предстают выстроенные на одной линии изолированные группы людей, которые как бы висят вне времени и пространства.

Страницы: 1 2

Статьи по теме

Информационная потребность и ее исследование
Истоки изучения читателя в России восходят к недифференцированным исследованиям народного читателя середины 19 в. Получив развитие в 1860–1870-х гг., эти исследования прошли путь от статистических общих наблюдений за народным читателем в ...

Теории строительства египетских пирамид
Обычно все теории начинают рассматривать Большую Пирамиду Хеопса, полагая, что если найденный метод объяснит, как создавалась эта пирамида, то можно будет объяснить как создавались и все другие пирамиды в Египте. Впрочем, нет никаких дока ...

К.Н. Леонтьев: три стадии развития общества
Одним из наиболее известных последователей Н.Я. Данилевского, однако без крайностей панславизма, был врач по образованию, дипломат, журналист, а в конце жизни - монах, Константин Николаевич Леонтьев (1831-1891). Поборник «византизма», т ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация