Жизнь и творчество Николая Самокиш

Материалы » Жизнь и творчество Николая Самокиш

Страница 2

В 1912 году Россия отмечала 100-летие Отечественной войны 1812 года. К этому юбилею Н.С. Самокиш создал серию рисунков для журнала «Нива» — целый ряд последовательных эпизодов, главнейших сражений и походов русской армии: от «Перехода через Неман 12 июня 1812 г.» до «Наполеон оставляет армию в Сморгони 3 ноября 1812 г.» Известность получили выполненные к юбилею работы «Атака Шевардинского редута»[4] и «Подвиг солдат Раевского под Салтановкой».

В 1915 году, Н.С. Самокиш сформировал «художественный отряд» из пяти учеников батального класса Академии художеств (Р.Р. Френц, П.И. Котов, П.В. Митурич, П.Д. Покаржевский, К.Д. Трофименко)[5] и выехал на фронт Первой мировой войны. Это уникальный случай в истории искусства: художественная практика на фронте. Было сделано около 400 работ. Рисунки Самокиша были (частично) опубликованы в издания Д. Маковского «Великая война в образах и картинах» (1915) и «Русским героям Сербии и Черногории» (1915). По мнению некоторых историков [6], именно книга Самокиша послужила распространению названия «Великая война» (применительно к 1й Мировой), которое потом, соединившись с «Отечественной войной» (используемой для войны с Наполеоном 1812 года), дало имя «Великой Отечественной войне».

Лошади занимают особое место в творчестве Самокиша. Лошади Самокиша всемирно известны. За изображения лошадей его награждали (избрали академиком за «Табун рысистых маток», дали медаль Всемирной выставки за «Четверню на повороте»), но не только. За любовь к рисованию лошадей его и свысока ругали, писали, что он «халтурщик» и «повторяется» в своих рисунках «на батальные и „лошадиные“ темы» [6].

А вот, что пишет сам Н.С. Самокиш 24 апреля 1929 года своему будущему ученику, красноармейцу, ветерану Отдельной Кавалерийской Дивизии Марку Домащенко: «Ваша любовь к лошади и кавалерийскому делу находит живой отклик в моей душе так как я люблю это и как художник и как бывший кавалерист (в Японскую войну). В этом направлении я и работаю до сего дня, лошадь считаю благородным и красивым созданием и стараюсь изображать я не только с наружной стороны, но и передать я психику, я порыв, что самое красивое у лошади, даже кляча на скаку красива и живописна.» [7]

Преподавал всю жизнь с 1894 года, когда его пригласили в Рисовальную школу, где он вел рисунок и живопись в течение 23 лет. По учебному пособию Н.С. Самокиша «Рисунок пером» до сих пор учатся российские художники-иллюстраторы. Действительный член Императорской Академии художеств (1913), где преподавал с 1912, профессор, руководитель батального класса в 1913—1918.

Среди его учеников известные художники: М.И. Авилов, П.И. Котов, П.В. Митурич, Г.К. Савицкий, К. Трохименко, Л. Чернов.

В Академии художеств преподавал до 1918 года, когда Совнарком РСФСР упразднил старую Академию и создал на её базе Государственные свободные художественные мастерские. Преподавал и на этих курсах до своего отъезда.

В 1920е — 1930е годы работал в Крыму.

В 1918—1921 годах жил в Евпатории (где создал более 30 картин), с 1922 года — в Симферополе. Создал в Симферополе собственную художественную студию (студия Самокиша), которая стала основным региональным центром художественного образования. Собирал и поддерживал талантливую молодёжь.

Среди его симферопольских учеников Народный художник Украины Яков Александрович Басов (учился у Самокиша с 1922 по 1931 год), Амет Устаев, Мария Викентьевна Новикова, Марк Домащенко и многие другие. Постановлением Совнаркома Крыма № 192 от 28 июня 1937 года «О реорганизации студии им. Академика Н.С. Самокиша в Государственное среднее художественное училище им. заслуженного деятеля искусств академика Н.С. Самокиша» на базе студии Самокиша было организовано Крымское художественное училище. В 1960 году именем Самокиша была названа также одна из улиц Симферополя. На доме № 32 по этой улице установлена мемориальная доска, гласящая: «В этом доме в 1922—1944 жил академик батальной живописи Н.С. Самокиш».

В 1936—1941 годах работал в Харьковском[8] художественном институте (ХХИ)[9]. Самокиш связан с историей художественного образования в Харькове «с самого начала» — с первого здания. В 1904 г. в Харькове начали «решать вопрос» о строительстве здания для Городской школы рисунка и живописи. С.В. Васильковский и Н.С. Самокиш выдвинули условие, что фасады здания должны были быть созданы с использованием мотивов украинского зодчества.

Городская дума была против. Наконец сопротивление Думы было преодолено, конкурс фасада выиграл К. Н. Жуков, представивший проект в стиле украинского модерна.[10] Здание было завершено в 1912—1913 годах. В ноябре 1912 при Харьковском литературно-художественном кружке на автономных правах образуется Украинский художественно-архитектурный отдел под председательством С.В. Васильковского. Н.С. Самокиш, конечно, с самого начала — член этого отдела. Главной задачей отдела считалось продолжение и развитие украинских и южно-русских художественных традиций. Кружок работал до 1919 года. Почётным членом кружка был И.Е. Репин. С тех времен (1911—1912) в Харькове на улице Мироносицкой сохранился дом, подъезд которого расписали вместе С.В. Васильковский и Н.С. Самокиш.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме

Основы Древнеегипетского музыкального искусства
Искусство слова — самое конкретное из всех сфер про­явления духовной сущности человека. Самой отвлеченной и эмоциональной является музыка. Если литературные памятники донесли до нас велико­лепные образцы мифопоэтического и лирического жа ...

Скульптура
Подобно архитектуре скульптура рубежа веков освобождалась от эклектизма. Обновление художественно-образной системы связано с влиянием импрессионизма. Черты нового метода – «взрыхленность», бугристость фактуры, динамичность форм, пронизанн ...

«Демоническое» в творчестве М. В.Врубеля
Хотя произведения Врубеля на выставках не появлялись еще долго, но благодаря сближению с Мамонтовым удавалось получать заказы. В 1891 году Врубелю предложили сделать иллюстрации к собранию сочинений Лермонтова, издаваемому фирмой Кушнерев ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация