Исторический путь ногайского народа оставили глубокие следы в фольклоре.
"В ногайском народном творчестве представлены языческие заговоры и заклинания, древняя календарная поэзия скотоводов и землепашцев, песни сопровождавшие ногайцев от рождения до смерти. Среди них широко распространены: песни, колыбельные, детские, игровые, трудовые, лирические, песни-названия, частушки, казацкие, исторические".
Обряды популярностью пользуются у ногайцев сказки, легенды, предания, "хабары" - рассказы о реальных событиях.
Особое место в ногайском фольклоре принадлежит народному эпосу. Также большое развитие получило афористическое творчество – пословицы, поговорки, загадки.
Как и у всех народов основным носителем и распространителями фольклорных произведений с древних времен были певцы, сказатели и другие исполнители. Среди низ почетное место занимали "йырау" - исполнители героических поэм. Лирические дестаны исполняли "бахши". Популярны были "энгилиши" - рассказчики легенд и преданий, "эртегиши" сказочники, "шешен" - знатоки пословиц, поговорок, загадок. Очень известны были "йыршы" - исполнители всех видов песен, "шыргшы" - исполнители частушек, "бозлауши" - исполнители причитаний, "шуклауши" - исполнители заговоров и заклинаний.
Во всех торжественных событиях в жизни ногайцев звучат песни, поучительный рассказ, устраиваются состязания исполнителей. Большинство ногайских инструментов до нас не дошли. Среди сохранившихся имеются такие, как: "кобыз, домбра, дутар, субызнгы, зураня, даулбаз".
Современные народные сказатели и певцы, в отличие от прежних, не являются профессионалам. Тем не менее они – главные хранители древнейших традиции.
Ногайский народный эпос насчитывает в своем составе десятки богатырский поэм и лирических десантов. Наиболее известны: "Ахмед, сын Айсыла", "Эдиге", "Шора-батыр", "40 ногайский богатырей" др. В основе большинства их лежат исторические события, которые происходили в жизни ногайских государств.
К лирическому эпосу ногайцев относятся дестаны "боз йигит", "Ариз и Ханбер", "Тахир эм Зухра", "Корогул" и др. Главные герои поэму борются за свою любовь и счастья.
"Одним из древнейших жанров ногайского фольклора, кладезем народной мудрости являются сказки. Они составляют 3 цикла: о животных, волшебные, бытовые". Во всех сказках богачу противопоставлен бедняк, злу - добро, глупому - сметливый умелец. Конец сказок почти всегда счастливый: герой побеждает, зло наказано и народ начал лучшую жизнь.
Древней формой совестного искусства была обрядовая поэзия: языческие заговоры и заклинания, древние здравицы, семейно-обрядовые песни и обычаи народа. Интересным является календарная поэзия, уходящая в седую древность. Она включает в себя песни, афоризмы, музыку, танцы и хороводные игры. Основной целью участников церемоний было хорошее обеспечение приплода ската, урожая посевов, счастья и доставка в семье.
Наступление марта, с которого начался новый год, народ встречал празднично, устраивал сабантуй. Они ходили по улицам и исполняли песни "навруз наступил", "Кэбек батыр", требуя подарки и украшения. Весеннеполевые работы начинались с песни первой борозды.
Значительно шире репертуар поэзии. Рождение ребенка, погребение, свадебные обряды сопровождались песнями. Песни-оплакивания – один из самых древних видов эпической поэзии. Хошласу – предсмертное прощание с жизнью и родными, эстирту – песня горестного известия о смерти близкого. Безлау – похоронные плачи, исполняемые женщинами.
Важное место занимали трудовые песни. Они были посвящены труду ткачей и портных, разведению скота. Серди лирических песен самая популярная группа – любовные песни, воспевающие красоту человека, храбрость, возвышенные чувства любящих.
Ногайские дияры – это несложные четверостишия. В отличие от остальных песен дияры не имеют определенной мелодии. Устное народное творчество – культурное богатство ногайского народа.
Статьи по теме
Критика теории анимизма
Теория анимизма вызвала оживленную дискуссию среди ученых - исследователей культур. Некоторые из них (А.Лэнг, В.Шмидт) критиковали теорию Э.Тайлора с откровенно теологических и креационистских позиций, используя для этого факты наличия эл ...
Культура как объект познания
В современной культурологии не утихают споры по поводу определения понятия “культура”. К настоящему времени предложено громадное число вариантов этого определения. Еще в 1952 году американские антропологи Альфред Кребер и Клайд Клакхон в ...
Массовая культура
Массовая культура является одной из форм отчуждения человека в современном обществе. Если в производственной сфере человек — лишь средство этого производства, то в массовой культуре человек — это покупатель, и усредненный вкус множества л ...