Искусство Мезолита

Материалы » Культура первобытного человека » Искусство Мезолита

Страница 1

Среди памятников культуры мезолитического населения Европы особое место принадлежит наскальным изображениям испанского Леванта (словом «Левант» обозначается в настоящее время восточное побережье Средиземного моря). Левантийские наскальные росписи настолько необычны по стилю и содержанию, что некоторые ученые пытались отнести их к более позднему, неолитическому периоду. Но против их гипотезы говорят многие факты, в том числе и тот, что в тех же пещерах есть более поздние, схематические абстрактные рисунки, нанесенные на более древние.

Наскальные изображения испанского Леванта, в отличие от палеолитических росписей, найденных в Испании и Франции, помещаются не .в темной глубине коридоров и камер, а в небольших навесах и гротах. Резко отличаются они от палеолитических изображений своими размерами. Вместо больших пещерных рисунков, часто равных по величине изображаемому животному — быку или дикой лошади, здесь преобладают миниатюрные фигуры, иногда совершенно незначительные по размеру. Например, человеческие фигурки в среднем имеют высоту 5 —10 см. Такие же небольшие и фигурки животных. А фигуры носорогов — длиною не более 14 см. Отличаются они и техникой росписи. В отличие от палеолитических художников, которые создавали многоцветные росписи, древние художники Леванта, как правило, употребляли только- черную или только красную краску. Только изредка они пользовались двумя цветами, но и тогда не вместе, а по отдельности, например, закрашивали всю фигуру человека красной, а одни только ноги черной краской.

Животные на левантийских росписях изображены мчащимися с бешеной скоростью. Они не просто бегут и прыгают, а как бы летят, распластавшись в воздухе всем своим телом, не прикасаясь копытами к земле, — настолько стремительно и неудержимо это движение. Таковой, например, является фигура разъяренного быка, преследующего охотника из грота Куэва Ремигия в ущелье Гасулья, такова фигура горного козла, который прыгает на стрелка с высоты.

Те же черты характерны для изображения людей. Детально и живо передают древние художники в росписях Леванта формы человеческого тела. Перед нашим взором на светло-сером скалистом фоне мелькают десятки и сотни гибких, полных стремительной энергии, человеческих тел, как правило, обнаженных и всегда очерченных с той же изящной четкостью, что и фигуры зверей.

Так, например, по мнению специалистов в этой области, подлинным шедевром первобытного искусства является фигура стрелка в большой сцене сражения. Изображена она на стене одного из гротов ущелья Гасулья. Маленькая красная фигурка стрелка полна одним стремлением, одним усилием, он весь в порыве и движении. С такой же выразительностью показаны фигуры и двух других стрелков, обнаруженных в той же пещере. На этот раз они направляют свои стрелы на горного козла, прыгающего сверху. Оба стрелка изображены в одинаковой позе. Они стоят, опираясь на одно колено, вытянув назад другую ногу и наклонив туловище вперед, навстречу животному.

Первое, что бросается в глаза, когда смотришь на эти рисунки, — непомерно узкое и длинное туловище, иногда имеющее вид прямого или слегка изогнутого стержня, как бы перехваченного в талии. И наоборот, в резком контрасте с этой узкой талией и туловищем находятся непропорционально массивные и детально обрисованные ноги с толстыми выпуклыми икрами и большая округлая голова, на которой часто показаны подробно вырисованные элементы головного убора. Иногда стилизация доходит до того, что все части тела фигуры, кроме головы, превращаются в узкие полоски. Тем не менее они очень выразительно передают движение человеческого тела и напряжение яростной борьбы.

Специалисты считают, что самые большие достижения искусства Леванта связаны с групповыми изображениями.

Эти рисунки оставляют далеко позади искусство палеолита. Одной из таких больших композиций является работа древнего художника в ущелье Гасулья. На рисунке с удивительной правдивостью показано, как одна группа воинов, вооруженных луками и стрелами, теснит другую в жестоком сражении. Справа находятся нападающие, слева — обороняющиеся. Фигуры нападающих неудержимо мчатся вперед, широко раскидывая на бегу ноги и осыпая своих врагов тучей стрел из туго натянутых луков.

Страницы: 1 2

Статьи по теме

Эллинистическое искусство
Александрийским библиотекарем был Каллимах (ок. 310—240 до н.э.). Каллимах считался законодателем эллинистической поэзии. Его поэзия, изящная по форме и изысканная по языку, создавалась для избранного круга знатоков и явилась образцом для ...

Изображение людей городского дна, отверженного буржуазным обществом
Но не всем представителям импрессионизма присуще жизнерадостное восприятие мира. Ряд новых творческих задач поставил перед собой Эдгар Дега (1834-1917). Он примыкал к направлению импрессионистов, хотя его живописные приемы были иными. В ...

Эволюционизм Г.Спенсера
Картина эволюционного изучения культуры была бы неполной без знакомства с еще одной влиятельной фигурой - Г.Спенсером. Г.Спенсер (1820-1903) - английский философ, биолог, психолог и социолог - главный акцент в своих теоретических построен ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация