Несмотря на презрительное отношение римлян к людям искусства, из-за чего большинство имен тех, кто превратил Рим в подлинную столицу империи, нам не известны, история сохранила имя крупнейшего архитектора и военного инженера 1-й половины II века Аполлодора из Дамаска, творившего при императорах Траяне и Адриане. Приехав в Рим из Азии, Аполлодор работал в различных городах Италии, прославившись строительством порта в Остии. Во время походов Траяна в Дакию он построил мост через Дунай длиной 1 км на двадцати каменных столбах. Во время правления этого императора архитектор выстроил в Риме Форум Траяна. Этот Форум представлял собой прямоугольную площадь, в центре которой была установлена конная статуя императора, отлитая из бронзы и покрытая позолотой. С трех сторон площадь окружали портики, украшенные статуями. С четвертой стороны архитектор возвел базилику, за которой были расположены 2 библиотеки и храм в честь Траяна. Перед входом в храм возвышалась знаменитая колонна Траяна, единственное сооружение из этого архитектурного ансамбля, которое сохранилось до наших дней. Колонна высотой 38 м была сложена из 17 мраморных барабанов и украшена барельефами, прославляющими победу Траяна над дакскими племенами. Также архитектор выстроил в Риме термы Траяна.
Другим шедевром Аполлодора из Дамаска стал Пантеон, храм всех богов, — самое знаменитое и величественное купольное здание античности, выстроенное по заказу императора Адриана. Круглое в плане здание храма, перекрытое куполом, почти в неприкосновенности сохранилось до наших дней. Гигантский купол, шедевр инженерной мысли Аполлодора, оставался непревзойденным вплоть до конца XIX века
Быстро распространявшееся христианство породило новые архитектурные формы. Самыми ранними памятниками римского христианства являются катакомбы — подземные кладбища. Христиане верили в грядущее воскрешение и проявляли особую заботу о телах своих умерших единоверцев. Для устройства катакомб они первоначально использовали заброшенные каменоломни в туфовой породе, поскольку туф исключительно удобен для таких целей — пробитые в нем коридоры не обваливаются и не требуют особых подпорок. Затем катакомбы стали специально создавать на земельных участках, принадлежавших богатым римлянам-христианам. Римские катакомбы, которых на сегодня обнаружено более 70, как правило, имеют несколько ярусов и глубина их доходит до 25 м. Всего с I по IV век в таких катакомбах было похоронено от 500 до 700 тыс. римлян. Примерно с III века в римских катакомбах появляются настенные росписи, как правило, на библейские темы. Авторы этих росписей использовали приемы античного искусства, перетолковывая их в духе новой религии. Христиане воспринимали видимые вещи как намек на тайное и скрытое. Поэтому росписи катакомб были своеобразной системой иносказаний и символов, связанных с поминовением усопших и понятных только посвященным.
После издания Константином Великим Медиоланского эдикта появляются первые христианские церкви. Раньше христиане, принадлежа к официально запрещенной религии, использовали для молитвенных собраний дома своих единоверцев. Теперь же они получили право открыто совершать молитвы и им требовались для этого помещения. Однако христианские храмы коренным образом отличались от языческих. Если тесный внутри и красиво украшенный снаружи, лишенный окон языческий храм считался жилищем бога, а все ритуальные действия совершались на открытом воздухе, то церковь была молитвенным домом, местом собрания всех верующих. Поэтому христиане для своих церквей взяли за образец не римский храм, а базилику — общественное здание, состоящее из большого светлого прямоугольного зала, который делился рядами колонн на несколько отделов (нефов, по-гречески — «кораблей») и в верхних частях стен которого были прорублены окна. Кроме того, в противоположность языческому храму, для христианской церкви гораздо более важное значение имеет внутренняя отделка. Особое место в украшении христианских церквей получила мозаика, расположенная на стенах. В античном мире мозаика из простых цветных камней была украшением пола, и только в термах она перекочевала на стены. Христиане же, заменив камни искусно приготовленной многоцветной стеклянной смальтой, превратили блистающие золотом мозаичные картины в главный элемент интерьера церквей.
Однако упадок Римской империи отразился на всем, в том числе и на архитектуре. Уже в V веке сами римляне принялись разрушать свой город, используя древние здания как каменоломни. Укрепившиеся в Риме варвары были вынуждены защищать наследие империи, запретив горожанам разбирать исторические памятники и пережигать мраморные статуи на известь. Однако в VI веке к римлянам «присоединились» готы, которые преднамеренно разрушали город. Само же искусство архитектуры вырождалось на глазах. Когда в Равенне строили усыпальницу остготского короля Теодориха, то купол довольно небольшого здания строителям пришлось делать из одного монолитного камня — секрет создания купольных перекрытий был утерян. Это грубое приземистое строение в виде башни до сих пор стоит в Равенне, являя собой символ полного упадка римской цивилизации.
Статьи по теме
Кабинет Александры Федоровны
Кабинет Александры Федоровны располагался в западном ризалите дворца, в северной его части и вместе с соседними помещениями входил в жилую половину Александры Федоровны. Основное отличие этого интерьера от трех вышеописанных в том, что ни ...
Заказчики
Картины и гравюры Рембрандта находили себе покупателей на месте и начали проникать за границу. В самое короткое время художнику удалось обеспечить себе вполне безбедное существование; он зарабатывал столько, что мог даже покупать и собира ...
Культура украшения тела. Пирсинг
Предполагается, что прежде, чем украшать наскальными рисунками стены пещер (первые из найденных наскальных росписей были сделаны еще в эпоху палеолита), имеющих, в первую очередь, ритуальный характер, наши предки использовали в качестве м ...