В конце XIX — начале XX вв. продолжала успешно и плодотворно развиваться русская наука. В это время работали многие ученые, снискавшие мировую известность. Достаточно назвать такие имена, как К.Э. Циолковский, создатель теории ракетного движения; Н.Е. Жуковский и его ученик С.А. Чаплыгин, заложившие основы аэродинамики. Огромное значение имели труды В.И. Вернадского, одного из основателей геохимии и биогеохимии. Он создал учение о ноосфере, сфере разума — оболочке Земли, преображаемой жизнью. Идеи Вернадского положены в основу нынешних экологических представлений. В начале XX в. И.П. Павлову, разработавшему учение об условных рефлексах, и И.И. Мечникову — одному из основоположников сравнительной паталогии и микробиологии — были присуждены Нобелевские премии.
Значительным был вклад русских ученых и конструкторов в техническое развитие страны. А.С. Попов изобрел радио. Создание отечественного самолетостроения связано с именами Я.М. Гаккеля, И.И. Сикорского. Прославились русские летчики П.Н. Нестеров, С.И. Уточкин. В 1911 г. Г.Е. Котельниковым был создан первый авиационный ранцевый парашют.
Успешно развивались и общественные науки. В 90-е годы XIX в. в России началось широкое распространение марксизма. "Повальное" увлечение марксизмом стало модным среди молодежи. Н.А. Бердяев писал по этому поводу: "Так в 40-е годы на успех в любви мог рассчитывать лишь идеалист и романтик, в 60-е годы лишь материалист и мыслящий реалист, в 70-е годы народник, в 90-е годы марксист".
Наряду с поверхностным увлечением марксизмом шло и серьезное его изучение, "приспосабливание" к российской действительности и дальнейшее его развитие, что связано, прежде всего, с именами Г.В. Плеханова и В.И. Ленина. Свой "марксистский период" был и у таких видных представителей русской интеллигенции, как П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановский, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, которые затем отошли от него. Н.А. Бердяев за пропаганду социалистических идей был исключен из университета и сослан в Вологодскую губернию. Однако затем он порывает с марксизмом и вместе с В.В. Розановым,
С.Н. Булгаковым, Вяч. Ивановым, Д.С. Мережковским, В.С. Соловьевым, П.А. Флоренским, С.Л. Франком и др. становится одной из ведущих фигур в русской религиозной философии, которая утверждала примат духовности, приоритет личности над социальным и стояла в ряду самых заметных явлений духовной жизни страны того времени.
Социальные потрясения начала XX в. поставили перед русской общественной мыслью и такие сложные вопросы, как вопрос о месте интеллигенции в обществе, роли интеллигенции в России и ее отношении к революции. Свои суждения об этих проблемах высказали видные мыслители Н.А. Бердяев, А.С. Изгоев, С.Н. Булгаков, П.Б. Струве, М.О. Гершензон, С.А. Франк в вышедшем в 1909 г. сборнике "Вехи". Это был сборник статей о русской интеллигенции и одновременно отклик определенной ее части на первую русскую революцию.
Авторы, примыкавшие к либеральному лагерю, призывали общество к социальному компромиссу и предостерегали от попыток решения назревших проблем через революцию. Однако "Вехи" не нашли сочувствия у читающей Рос сии, их идеи не повлияли на развитие событий, а сами авторы подверглись осуждению представителей практически всего спектра политических течений: от большевиков до кадетов. В рассматриваемый период заметных успехов достигла историческая наука, прежде всего, в изучении истории Отечества (труды Н.П. ПавловаСильванского, А.Е. Преснякова, А.С. Лаппо-Данилевского и др.). М.М. ТуганБарановский и П.Б. Струве многое сделали в области изучения экономических и историко-экономических проблем.
Статьи по теме
Русская иконопись в послепетровской России
Со временем искусство всего византийского мира, и искусство Древней Руси постигло забвение. Пала под ударами турок-завоевателей византийская империя, оказались завоеванными мусульманами некогда христианские страны Малой Азии и многие слав ...
Искусство Индии
Искусство Индии- отражение ее истории, особенностей ее становления и уклада, поэтому несет в себе множество противоречий. Во-первых, оно почти целиком анонимно, поскольку создавалось ремесленниками, а литературные источники- передавались ...
Письмо как искусство
«Изучением письма с художественной точки зрения до сих пор сильно пренебрегали. Хотя основным назначением письма является не достижение, художественного эффекта, а запись и передача сообщения, все же письмо во все времена включало в себя ...